Проект итогового документа региональной рабочей группы организаций гражданского общества, разработанного в рамках подготовки к Специальной Сессии ООН в интересах детей (сентябрь 2001 г.)

http://globalmovementforchildren.org/

 

 

 

РЕГИОН, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ВИДЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕГИОНА СТРАН ЦВЕ/СНГ И БАЛТИИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Краткое изложение

I. Введение: Анализ ситуации

II. Подход, основанный на жизненно цикле

а. Младенчество и раннее детство

i. Здоровье

ii. Дошкольное воспитание

  1. Дети школьного возраста

i. Доступность образования для всех?

  1. Качество образования и процессы

с. Подростки и молодежь

i. От ‘молодежи, живущей в риске' к доброжелательным

к ней услугам

  1. Участие молодежи и вовлечение

III. Антидискриминационный подход

а. Неполноценные дети и молодые люди

b. Этнические, национальные и другие меньшинства

с. Девочки и молодые женщины

IV. Подход системных мер

а. Социальная политика, направленная против

бедности и неравенства

с. Воспитание, защита детей и услуги семье

  1. Партнерство в интересах детей

Примечания

 

 

 

 

 

I. Введение: анализ ситуации

  1. Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Балтии и Содружества независимых государств очень часто объединяют под термином страны ‘переходного периода’, имея в виду масштабные социальные, политические и экономические изменения, которые произошли в этих странах в последнее десятилетие и все еще происходят. Сам термин ‘переход’, скорее всего, скрывает больше, чем отражает в плане сложных процессов, имеющих негативные последствия для людей, в особенности для детей и молодежи. Хотя в рамках нового глобального консенсуса регион является центральным, и существенные успехи были достигнуты здесь в обеспечении экономических и политических прав и свобод, тем не менее, внезапность, масштабность, быстрота и непоследовательность перемен разрушили социальную структуру в регионе. Многие части региона, включая и самые густонаселенные, характеризуются серьезными беспорядками, отсутствием безопасности для человека. Произошла коренная переоценка социальных ценностей, и дети и молодежь пострадали больше всех в результате всех драматических перемен последнего десятилетия. Даже в тех частях региона, где политический и экономических прогресс стабилизировался, многие группы оказались вне его и пострадали от новой формы изоляции.
  2. Данный документ коротко излагает видение положения детей и является отражением мнения организаций гражданского общества в данном регионе. Его можно рассматривать как программу на новое десятилетие и новый век. Предлагаемая более чем десятилетие спустя после практически всеобщего принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, данная программа представляет собой призыв к действию в целом ряде ключевых политических и практических областях. Безотлагательность действий и их реалистичность в данной программе основываются на признании того, что обеспечение прав детей и молодежи является фундаментальным условием для строящегося нового общества и для того, чтобы весь регион в целом мог занять свое место в “Мире, созданном для детей”. В последние десять лет голос организаций гражданского общества становится все более слышимым во всем регионе, и этот факт способствовал обретению большей свободы, началу нового диалога и обсуждений, логическим и необходимым продолжением которых является данный документ. В частности, местные неправительственные и общественные организации и сети сыграли критическую роль в оказании услуг, защите прав и разработке новых, творческих и инновационных программ. Необходимо, чтобы голос гражданского общества в следующем десятилетии стал еще громче, если мы хотим достичь прогресса в регионе. В этом плане в документе расчет делается на вклад, в глобальном масштабе, движения защитников прав детей, ‘Программу действий по соблюдению прав ребенка на предстоящее десятилетие’.
  3. В результате десятилетнего периода фундаментальных глобальных перемен регион приобрел новый облик, отличный от того, каким он был в 1989 году. В настоящее время он включает в себя 28 стран, тогда как в 1989 году их было только 9. В самом начале 1999 года общая численность населения региона составляла 410.6 миллиона, из которых 111.8 миллионов приходилось на детей от 0 до 17 лет1. (Данные для Турции). Многие из этих стран имели негативный опыт социального и экономического развития в последние десять лет, когда многие показатели детского благополучия ухудшились, хотя в других странах мира наблюдалось их улучшение. Таким образом, в настоящее время существует неравенство, как между странами, так и внутри отдельных стран, где отдельные группы населения не имеют доступа к таким основным ресурсам, которые другие воспринимают как само собой разумеющиеся. К этим группам относятся нищие, безработные, меньшинства, инвалиды, бездомные и сироты, а также жертвы войн и конфликтов. Во всем регионе, хотя и по-разному в разных местах, безработица, неравенство в доходах и сокращение инвестиций в социальный сектор в совокупности своей снизили возможности семей обеспечивать и защищать собственных детей. Войны и вооруженные конфликты в третьих странах региона внесли опустошение в жизнь людей, разрушили семьи и привели к массовой вынужденной эмиграции. Кроме того, новые, возникающие и вскрываемые проблемы, а также новые формы эксплуатации, зачастую имеющие транснациональный характер, поставили под угрозу как человеческие, так и материальные ресурсы. Специфические особенности региона, зажатые между развитыми промышленными странами и развивающимся миром, иногда теряются в глобальных дискуссиях.
  4. Необходимы срочные меры для решения проблем детей и молодежи во всем регионе. В данном документе обозначен ряд приоритетов и целей, из которых и складывается программа действий на следующее десятилетие. Организации гражданского общества, неправительственные организации, коалиции и объединения, работающие в области защиты и пропаганды прав детей, решительно призывают к действию. Как защитники прав детей, мы призываем к мобилизации ресурсов и хотели бы заручиться обязательствами, в рамках Конвенции о правах ребенка, со стороны всех слоев общества, включая правительство, для того чтобы в следующем тысячелетии обеспечить существенный прогресс в соблюдении прав, удовлетворении потребностей и развитии потенциала детей и молодежи. Это можно сделать только в партнерстве, при непосредственном участии самих детей и молодежи. Укрепление семьи также является неотъемлемой предпосылкой роста и благополучия детей, поэтому защита и поддержка семейной жизни является одним из наиболее важных элементов программы.
  5. В документе обозначены ключевые вопросы и темы, требующие немедленных действий для достижения желаемых результатов. Он основывается на трех взаимосвязанных подходах. Первый, основанный на жизненном цикле подход, делает акцент на необходимости уменьшать риски на каждом этапе жизни детей и молодых людей. В отчете специальный акцент делается на необходимости анти-дискриминационного подхода, если мы хотим ликвидировать все формы дискриминации и нетерпимости. Такой подход направлен также на устранение негативных последствий дискриминации в отношении определенных групп населения, в особенности в отношении инвалидов, меньшинств, девочек и молодых женщин. Так называемый подход системного вмешательства определяет, в общих чертах, политическую и практическую программу действий. Акцент в этой программе делается на стратегии борьбы с нищетой, неравенством и социальной изоляцией, на новых методах ухода за детьми, защиты ребенка и оказания услуг семье по воспитанию детей с тем, чтобы уменьшить зависимость от специальных детских учреждений.
  6. Анализируя ситуацию за последние одиннадцать лет, прошедших со времени Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и определяя программу на следующее десятилетие, данный документ рассматривает неудачи, проблемы и необходимость в коррективах. Существует, однако, опасность недооценки достигнутого, в том числе и того, что Конвенция о правах ребенка ратифицирована правительствами стран региона, что разрабатываются, хотя и непоследовательно, механизмы и способы привлечения большего внимания к правам детей, иногда действительно в сотрудничестве с гражданским обществом. Многие правительства старались развивать партнерство для того, чтобы уменьшить негативные последствия переходного периода для наиболее уязвимых слоев общества. В некоторых случаях главные реформы проводились в очень трудных обстоятельствах. Вопрос о необходимости уделять больше внимания роли гражданского общества рассматривается в заключительном разделе отчета как один из элементов партнерского подхода к вопросу о правах детей.
  7. II. Подход, основанный на жизненном цикле
  8. Действия необходимо основывать на основных аспектах, касающихся детей на всех трех этапах жизненного цикла: младенчество и раннее детство, школьные годы и юность. Данный подход, разработанный в итоговом документе под названием “Мир, созданный для детей”, показывает, что разного рода риски и защитные факторы имеют кумулятивный характер и сказываются на судьбах всех детей и молодежи. Меры, призванные уменьшить факторы риска и увеличить защитные факторы, меры ориентированные на ребенка и семью, чрезвычайно важны на всех этапах жизненного цикла.

а. Младенчество и раннее детство (приблизительно от 0 до 5 лет)

“Инвестирование в раннее детство – это один из наилучших способов оказать воздействие на широкий круг социальных вопросов”2

Предпочтительный аспект:

8. “Все дети имеют здоровое начало в жизни, воспитание в заботливой среде, позволяющей им быть физически здоровыми, умственно развитыми, эмоционально уравновешенными, подготовленными к жизни в обществе и способными к познанию”.

  1. Здоровье

Вопросы и темы:

  1. В настоящее время широко признается тот факт, что здоровое начало в жизни, притом, что здоровье рассматривается значительно шире, чем отсутствие болезни, является критически важным элементом благополучия и развития детей на всех этапах жизненного цикла. Это одно из тех прав, в котором отказано большому числу детей, поскольку смертность, заболеваемость и проблемы питания широко распространены в регионе.

Необходимые действия

ii. Дошкольное воспитание

Вопросы и темы:

17. Развитие жизненных навыков и интеллектуальных способностей происходит в раннем детстве. Нельзя успешно решать проблему образовательного неравенства, не уделяя внимания познавательному процессу в дошкольные годы. Без этого многие дети не могут эффективно использовать преимущества услуг адекватного обязательного образования. Однако во всем регионе система дошкольного воспитания и образования значительно ухудшилась, так что теперь большим семьям все чаще приходится решать проблемы дошкольного воспитания и образования самостоятельно, и они испытывают все большие трудности в обеспечении стимулирующего окружения для своих детей. Понятно, что если семьям не удается справиться с этой задачей, то специальные детские учреждения зачастую рассматриваются как единственная альтернатива, а из этого вытекают все проблемы развития детей.

Необходимые действия:

b . Дети школьного возраста (приблизительно от 6 до 14 лет)

“Базовое образование хорошего качества является одним из залогов успешного развития ребенка. Хорошее образование дает детям больше, чем просто факты и цифры, оно признает права и обязанности детей как молодых граждан. Усиливая эту роль, реформы в образовании являются неотъемлемой частью перехода к более гуманному обществу и улучшению качества жизни”11.

Предпочтительный аспект:

i. Доступность образования для всех?

Вопросы и темы:

25. Всеобщая доступность бесплатного базового образования, ключевой элемент прав ребенка, была краеугольным камнем государств бывшего социалистического лагеря – ЦВЕ, СРГ и стран Балтии. Когда уровень инвестиций в образование стал снижаться, некоторые из этих достижений были утеряны, и сейчас они повсеместно находятся под угрозой. Более того, отсутствие доступа к базовому образованию для определенных групп населения стало особенно заметным. Образование в регионе находится под угрозой, а это скорее приведет к увеличению неравенства, нежели к расширению равных возможностей.

Необходимые действия:

ii. Качество образования и процессы

Вопросы и темы:

32. Помимо доступности образования, большую озабоченность вызывают такие вопросы, как характер, тип предлагаемого образования, его цель, качество учебных программ и более широкий познавательный процесс, а также взаимоотношения между школой, семьей и общиной, что составляет основу программы реформирования образования в регионе. Многое предстоит сделать для того, чтобы образование перестало быть зеркалом, отражающим напряженность и расслоение в обществе, а стало силой, направленной на их ликвидацию.

Необходимые действия:

 

c. Подростки и молодежь (приблизительно от 15 до 24 лет)

“Десятилетие переходного периода ... может изменить представление о том, что молодые люди являются пассивными получателями социальных ценностей, государственных услуг, экономических товаров и стратегических приоритетов. Оно может способствовать пониманию того, что … члены “молодежной нации” в данном регионе представляют собой огромные активы … во времена быстрых экономических и социальных преобразований.”20

Предпочтительный аспект:

40. “Подростки должны иметь все возможности для полного развития своих индивидуальных способностей в безопасном и благоприятном окружении, для того чтобы принимать полноправное участие и вносить вклад в свое общество”.

i. От ‘молодежи, живущей в риске', к доброжелательным к ней услугам?

Вопросы и темы:

41. Молодые люди от 15 до 24 лет – это ‘дети переходного периода', которые провели большую часть своей жизни в новой социальной, политической и экономической среде. Переходный период не только открыл для них возможности, но и подверг их вредному воздействию, поскольку увеличились реальные факторы риска, а также ‘моральный страх' за молодежь, которая видела, что значительные суммы, направляются на социальный контроль и карательные меры. Потребность в услугах, ‘доброжелательных к молодежи', только теперь начинают признавать в качестве ключевого показателя социального развития в целом, а также будущего для современного, самого критически важного поколения.

Необходимые действия:

ii .Участие молодежи и ее вовлечение

Вопросы и темы:

48. Право ребенка на участие, на формулировку собственных взглядов и на свободное выражение этих взглядов, на их уважение является ключевым принципом отношения к детям на протяжении всего жизненного цикла, и это право предусмотрено Статьей 12 Конвенции о правах ребенка. Сказанное особенно важно в подростковом возрасте, поскольку это период перехода от ‘детства' к 'взрослому периоду жизни'. Распространенная в регионе мелочная опека образует препятствие для реального участия детей. Это осложняется социальной изоляцией значительного числа молодых людей, которые находятся как бы в подвешенном состоянии между школой и работой или вынуждены покинуть свою страну, регион для того, чтобы реализовать свои права и сохранить достоинство и благополучие. Инновационные программы, возглавляемые самими молодыми людьми, активистами гражданского общества, являются критически важным элементом в реализации права на участие, связанное с активной гражданской позицией и жизнеспособной демократией.

Необходимые действия:

III. Антидискриминационный подход

55. Не дискриминация – один из четырех фундаментальных принципов, провозглашенных в рамках Конвенции о правах ребенка. Со времени принятия Конвенции в 1989 году было предпринято много практических и теоретических усилий для определения и разработки того, что представляет собой антидискриминационный подход, и как его разработать наилучшим образом. В настоящее время ширится признание того, что дискриминация на основе “расы, цвета кожи, пола, религии, экономического статуса, политического или других мнений, национального, этнического или социального происхождения или инвалидности”, а также на какой-либо другой почве лежит в основе “порочного круга социальной и экономической изоляции”30, и решать эту проблему необходимо на основе вовлечения, проактивного подхода.

56. Кроме того, дискриминация представляет собой больше чем сумму всех индивидуальных предрассудков и преднамеренных действий, она часто является частью законодательных и организационных структур, требуя постоянного внимания к неравенству во всех аспектах жизни детей и молодежи. По этой причине антидискриминацию часто называют ‘поперечным подходом', поскольку потребности и интересы определенных групп населения могут не получить адекватного удовлетворения на всех этапах жизненного цикла. Существует определенная взаимосвязь между различными формами угнетения и дискриминации, обусловленной общим ростом нетерпимости в регионе в отношении всех форм различия и разнообразия. В данном случае нас волнуют три широкие группы населения в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и СНГ, чьи потребности должны занимать важнейшее место в региональном подходе к правам детей: неполноценные дети и молодые люди, дети и молодежь из этнических и национальных меньшинств, а также девочки и молодые женщины.

а . Неполноценные дети и молодые люди

“Дети с физическими, умственными и другими недостатками развития имеют такие же права человека, как и все другие дети. К голосам неполноценных детей и их семей прислушиваются неадекватно. Эти дети являются жертвами растущей нищеты, государственных сокращений, отдельного образования, (и) социальной изоляции”31

Предпочтительный аспект:

57. “Неполноценные дети и молодые люди имеют право на достоинство и уважение как равноправные члены общества, право на доступ к соответствующим услугам, которые, будучи предназначенными для определенных потребностей, способствуют достижению большей интеграции на протяжении всего жизненного цикла”

Вопросы и темы:

58. Неполноценные дети и молодые люди, которые жили в ужасных условиях во многих странах региона до переходного периода, после вступления в него столкнулись с дополнительными проблемами, поскольку экономические условия еще больше уменьшили ресурсы. Очень редко права неполноценных детей становились главной темой за прошедшие десять лет. Старое отношение к этому вопросу очень медленно уступает свои позиции, поддерживаемое все еще преобладающей и неприемлемой медицинской моделью, основанной на науке о ‘дефектологии'. В этой дисциплине люди, называемые 'инвалидами', классифицируются с точки зрения их отличия от якобы 'нормальных'. В результате принятия медицинской модели инвалидности возникает другая проблема, а именно, смешение, широко распространенное в регионе, двух совершенно отдельных понятий: ‘инвалидность' и 'здоровье'. Реальный уровень инвалидности вырос. Обеспечение таких людей старались сделать адекватным, хотя в большинстве случаев оно носит характер мелочной опеки и представляет угрозу развитию и достижению равных возможностей. Участие неполноценных детей и молодых людей в получении качественного образования и в рынке труда также было проблематичным.

Необходимые действия:

b. ‘Этнические', национальные и другие меньшинства

Предпочтительный аспект:

65. “Равенство возможностей и вовлечение всех в течение всего жизненного цикла, независимо от религиозных, национальных и этнических признаков или гражданского статуса”

Вопросы и темы:

66. Процесс преобразования 9 национальных государств в 28 в регионе можно рассматривать как реакцию на сложные взаимоотношения этнического плана между группами большинства и меньшинства и как вклад в новые формы этнической изоляции и нетерпимости к различиям. Большинство конфликтов в регионе в последнее десятилетие было тесно связано с возможными или предполагаемыми 'этническими' различиями, доходившие до своего крайнего выражения в форме ‘этнической чистки', и оставившие, по всей вероятности, ненависть в наследство на многие годы. Логика этнической изоляции и насилия не обошла стороной детей и молодежь, которые стали непосредственными жертвами войны. Очень часто дети в регионе вынуждены покидать свои дома в числе прочих участников массового бегства. Они подвергаются пыткам, насилию и эксплуатации и лишены каких-либо человеческих прав. Кроме того, положение цыганского населения региона, чьи права ущемлялись существенным образом еще и в бывшей системе, еще более ухудшилось, в особенности в части права на образование. Для борьбы с этнической дискриминацией и снижения риска увековечить конфликты среди будущих поколений, необходимо инициировать осуществление систематических мер на всех уровнях, начиная от международных договоров и государственных законодательств до пропаганды мира и терпимости.

Необходимые действия:

с. Девочки и молодые женщины

Предпочтительный аспект:

72. “Гендерное равенство на протяжении всего жизненного цикла, при котором девочки и молодые женщины защищены от всех форм эксплуатации, насилия и жестокости”.

Вопросы и темы:

73. Гендерные взаимоотношения оказывают огромное влияние на жизнь всех детей и молодежи, учитывая двойную роль, которую женщина выполняет в семье и на рынке труда. Формальное гендерное равенство при социализме, которое так и не было полностью достигнуто или обеспечено, было разрушено тем, что можно назвать возвратом к патриархализации социальных отношений, при котором вновь утвердился авторитет мужчины в семье, на рынке труда и в политической жизни. Это самым серьезным и негативным образом сказалось на безопасности женщины, ее средствах к жизни и потенциале развития.

Необходимые действия:

 

 

IV. Подход системных мер

80. Не уделяя особого внимания социальным системам, определяющим жизнь детей в регионе, существует опасность, что конкретные предложения, подробно изложенные выше, не будут иметь значительного эффекта. И действительно, многие на собственном опыте сейчас начинают все больше понимать, что сосредоточение внимания на одном из элементов сложной системы может привести к непреднамеренным и отрицательным результатам. В данном разделе мы рассматриваем два широких уровня системных мер, которые необходимы для обеспечения прав детей в регионе в следующем десятилетии. Первый касается мер в области социальной политики в самом широком их понимании, связанных с макроэкономической политикой и направленных на борьбу с бедностью и неравенством, которым уделяется достаточно много внимания в данном обсуждении. Однако без мер второго уровня, улучшение воспитания ребенка, защита ребенка и услуги, ориентированные на семью и направленные на борьбу с насилием в отношении детей, а также отход от институциализации детей, изменение на макро уровне не обеспечат гарантии более положительных результатов для детей и молодежи в регионе.

а. Социальная политика, направленная против бедности и неравенства

“Высокая стоимость социальных …реформ может поставить под угрозу весь переходный процесс, разорвать социальную ткань и подорвать общественный консенсус, на основе которого строятся эти новые, все еще слабые демократии. Укрепление социальной политики, поэтому, является не только этическим и моральным императивом, но и обеспечением политической стабильности”43

Предпочтительный аспект:

81. Если целью переходного периода является более эффективное удовлетворение потребностей человеческого развития, то эта цель не была достигнута в регионе. Социальные последствия реформ оказались катастрофическими, и особенно сильно сказались на детях и семьях. Меньший кусок пирога сейчас делится еще менее справедливо, поэтому есть опасность, “что кусок пирога для детей станет еще меньше”44. Число детей, живущих в нищете, увеличилось во всем регионе вследствие экономического спада, сравнимого с самым наихудшим в современной истории45, и как прямое следствие реформ, которые определенно уменьшают государственные расходы. Без укрепления системы социальной защиты и усиления приоритетности социальных прав, негативные последствия всего этого будут ощущаться в течение многих предстоящих десятилетий. Необходимо разрабатывать новую социальную политику, которая бы объединила обновленные обязательства в отношении всеобщего государственного социального обеспечения и новаторские программы мобилизации местных общин и новых участников социального сектора.

Необходимые действия:

С. Воспитание, защита детей и услуги семье

“Все дети имеют право расти в семье. Мы успешно лишаем их такого права, акцентируя внимание на сборе осколков после того, как семья разбивается. В настоящее время растет понимание необходимости иметь всестороннюю систему оказания помощи, стимулирующих и поддерживающих услуг семье …”52

Предпочтительный аспект:

90. “Обеспечение адекватного и хорошо финансируемого воспитания детей, защиты детей и услуг по поддержке семьи, обеспечение поддержки семье, которая необходима ей для того, чтобы вырастить и воспитать детей. В исключительных случаях, когда дети не получают или не могут получить необходимого им ухода в своей семье, необходимо подыскать альтернативу воспитания в приемной семье или в общине. Специальные детские учреждения должны быть трансформированы с тем, чтобы они могли в большей степени стимулировать развитие детей. Однако даже при этом к ним следует прибегать в последнюю очередь”.

Вопросы и темы:

91. Как уже отмечалось в данном отчете, число детей, которые находятся на попечении государства, растет и в настоящее время достигает свыше миллиона человек. В большинстве случаев, может быть в 85%, эти дети имеют живых родителей, и многие, несмотря на прилагаемые в последние годы усилия, продолжают жить в специальных детских учреждения. Растущее число таких детей свидетельствует об усилении социального стресса за стенами этих учреждений, а также о большом числе семей, которые просто не могут справиться с этим сами. Продолжающаяся институционализация такого огромного числа детей противоречит всем заявленным политическим намерениям, равно как и Конвенции о правах ребенка53

92. Необходимо срочно помочь детям, находящимся на государственном попечении, а в более общем плане – защитить семьи от такого риска. Кроме того, все большее признание получает необходимость в профилактике и защите детей от насилия в самой семье, будь то психическое, физическое или сексуальное насилие. Социальные и другие службы, связанные с ними, не получившие достаточного развития в регионе до 1989 года, нуждаются в поддержке в выполнении ими функций оценки, лечения и реабилитации. Укрепление профессиональной экспертизы не даст желаемого результата без акцента на участие самих детей и молодых людей, их семей и местного населения.

Необходимые действия:

 

V. Партнерство в интересах детей

96. В документе была предпринята попытка обозначить ряд критически важных действий по пропаганде прав детей в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и СНГ на следующее десятилетие, основываясь на приверженности Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций. Конвенция возлагает определенные обязанности на правительства (или стороны), подписавшие Конвенцию, за выполнение обязательств по составлению отчетов, консультированию и принятию действий для осуществления на практике прав детей. Однако в Конвенции ясно указывается, что ответственность за соблюдение прав детей лежит на каждом, и она должна основываться на новых видах партнерства и мобилизации. Это особенно важно в тех странах, где, как считается, многие проблемы обусловлены государственной монополией на значительную часть аспектов человеческой жизни.

97. Правительства должны поддерживать работу НПО через приемлемое законодательство, финансирование и оказание другого рода поддержки. Кроме того, НПО не подменяют собой правительство в вопросах о правах детей, но выступают в роли партнера, который временами может проводить мониторинг и выполнять функции сторожевой собаки. Картина развития гражданского общества в регионе сложная, она не всегда соответствует уровню экономического развития и отличается широкой устойчивостью того сектора, который, по некоторым исследованиям, претерпел спад в Юго-восточной Европе и Евразии54. В некоторых частях региона наблюдалось нежелание и, в некоторой степени, невежество в отношении вклада НПО в государственную политику в области прав ребенка. В худшем случае их рассматривали как “антиправительственные” и относились к ним с открытой враждебностью. Поэтому положительный имидж НПО в средствах массовой информации также важен. В следующем десятилетии роль НПО в разработке правовой политики должна возрасти. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться с такими НПО и привлекать их для оценки и мониторинга прогресса в обеспечении прав детей и молодежи.

98. Укрепление роли и голоса гражданского общества следует развивать на четырех уровнях. На местном уровне, адекватно финансируемое, децентрализованное оказание услуг должно включать в себя мобилизацию местных НПО, которые лучше всего реагируют на местные потребности и приоритеты. На национальном уровне роль гражданского общества должна быть институционально оформлена в отношении всех аспектов прав детей, в разработке, осуществлении и мониторинге Национальных планов действий, в оказании хорошо финансируемых услуг и в поддержке и пропаганде прав детей. На региональном и субрегиональном уровнях сильный голос гражданского общества особенно важен для продвижения решений региональных проблем на основе наилучшей практики и обмена информацией. На глобальном уровне, гражданское общество все больше принимает участие в структурах, занимающихся развитием прав детей, но при этом не следует забывать об особенностях региона.

99. Очень важно иметь более широкую коалицию в интересах прав детей, в которой участвуют средства массовой информации, политики, люди, занимающиеся вопросами развития спорта и развлечений, частные предприниматели и так далее. Кроме того, более открытые формы участия детей и молодежи во всех вопросах программы будут наиболее важным показателем достижений. В регионе, где появляется частный сектор, возможность нового партнерства между государством и частным сектором, в пределах четких правовых рамок, может породить новые, эффективные пути реализации прав детей. Более того, приоритетным направлением должна также стать проверка общественных возможностей и поддержка добровольческой деятельности, наряду с ростом профессионализма одной части гражданского общества. Необходимо внедрять новые схемы поощрения к участию в НПО безработных, гражданских служащих.

100. В меняющемся контексте процесса глобализации эти партнерства неизбежно вовлекут в данный процесс более широкий круг международных, региональных и ранее национальных органов, включая Организацию Объединенных Наций и ее агентства. В частности, в данном регионе все большее значение будет приобретать Пакт о стабильности, разработанный для стран Юго-восточной Европы, а также процесс вступления государств в Европейский союз, хотя пока ни один из них не уделяет достаточного внимания правам детей55. То, как молодежные вопросы и вопросы незаконной торговли людьми стали важным правовым пунктом Пакта о стабильности, должно способствовать большему привлечению НПО, работающих в области защиты прав детей, во все эти процессы. Аналогичным образом, увязывание вопроса о вступлении в Европейский союз с прогрессом в области прав ребенка, как это было в случае с Румынией, может получить большее развитие, если НПО станут ключевыми участниками во всех этих процессах. Во многом суть данного документа заключается в том, что политика никогда не меняется только на основе хороших советов и информации, хотя и то, и другое важно. Только широкая мобилизация и приверженность всего общества могут обеспечить лучшее будущее для детей в следующем десятилетии.

 

Документ подготовлен аналитиком региональной рабочей группы

Полом Стаббсом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Hosted by uCoz