21 мая состоялась встреча министра труда и социального развития РФ А.П.Починка с тремя членами Союза «Гражданское общество – детям России» по вопросу о  разработке федерального закона о гарантиях права ребенка на семью.

            От Координационного Совета на встрече присутствовали:

1. Бочарова Светлана Евгеньевна - заместитель Председателя Центрального Совета, Председатель Московского отделения Международного общественного информационно-просветительского Движения "Добро - без границ", автор благотворительной программы "Право на семью"-"Приемные семьи"

2. Головань Алексей Иванович - уполномоченный по правам ребенка госквы 4.

3. Кольбич Ванда Владимровна – председатель Совета Ассоциации "Детям - свет надежды"

            В результате встрече принято решение о создании рабочей группы по разработке федерального закона о гарантиях права ребенка на семью. В качестве отправного документа будет взят приводимый ниже проект закона, подготовленный Движением "Добро - без границ".

 

НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ

 

            Движение "Добро - без границ" считает, что для обеспечения права ребенка на семью необходимо:

            - ратифицировать положение о праве ребенка на семью Конвенции о правах ребенка ООН

            - принять базовый федеральный закон о гарантиях права ребенка на семью и внести соответствующие изменения и дополнения в действующие российский правовые и нормативные акты

            - реорганизовать систему органов опеки и попечительства, сосредоточив все функции государства по защите прав детей в одной структуре - Министерстве труда и социального развития РФ ( сейчас это осуществляется несколькими министерствами и органами самоуправления)

            - провести инвентаризацию всей федеральной и региональной правовой базы в области защиты права ребенка на семью

            - изменить систему социальной поддержки семьи, перенаправив финансовые потоки с государственной системы на семью и ребенка ( введение социального стандарта на детей)

            - повысить ответственность чиновников, нарушающих право ребенка на семью

            - повысить ответственность семьи за соблюдение прав ребенка

           

            Предлагаемые меры не потребуют дополнительных финансовых средств и затрат государственного бюджета и приведут к перераспределению финансовых потоков и более адресному расходованию средств и укреплению семьи.

                       

                                                            КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

 

1.         Создать при Министерстве труда и социального развития РФ эффективную рабочую группу по разработке федерального закона о гарантиях права ребенка на семью, в которую должны войти юристы, экономисты, представители общественных организаций, действующих в интересах детей - май-июнь 2002 года

2.         Министерству труда и социального развития РФ выйти с предложением в Правительство России выступить с законодательной инициативой по принятию базового федерального закона о гарантиях права ребенка на семью - август 2002 года

3.         Федеральному Собранию РФ принять закон о гарантиях права ребенка на семью - до декабря 2002 года

4.         Реорганизовать органы опеки и попечительства, переведя их из статуса местного самоуправления в подчинение органов социальной защиты (социального развития) исполнительной власти (на федеральном уровне - Министерства труда и социального развития) - до принятия федерального закона о гарантиях права ребенка на семью это можно сделать Указом Президента РФ. Проект такого указа подготовить до июля 2002 года

5.         Правительству России предусмотреть в бюджете страны на 2003 год необходимые финансовые средства, направляемые на поддержку семьи (на выплату средств по социальному стандарту) уже с возможным использованием данных всероссийской переписи населения

6.         Предусмотреть изменения в Налоговом кодексе РФ по предоставлению льгот по налогу на прибыль ( до 10% от прибыли, перечисляемые целевым назначением общественным организациям, действующим в интересах детей, выводятся из налога на прибыль)

 7.        Создать при Президенте РФ постоянно действующую комиссию по правам ребенка, в которую в равных количествах (например, по пять человек) должны войти представители администрации Президента РФ, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, лидеры общественных организаций)

8.         Провести экстренное заседание Правительства России, на котором обсудить профилактические меры по борьбе с детским сиротством, беспризорностью и безнадзорностью, а также меры по укреплению института семьи - июнь 2002 года

9.         Сформировать институт уполномоченного по правам ребенка во всех регионах страны

 

            Данные мероприятия - первоочередные, поэтому порядок их перечисления одинаков по важности - № 1. Указанные сроки учитывают время на подготовку того или иного мероприятия.

            Проект закона должен пройти не только государственную экспертизу, но обязательно общественную экспертизу, а также экспертизу детских психологов.

            Общественные слушания необходимо организовать в открытом режиме с привлечением средств массовой информации.

 

            Светлана Бочарова, заместитель Председателя Центрального Совета,

            Председатель Московского отделения Движения "Добро - без границ"

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ГАРАНТИЯХ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ"

г. Москва, 21 мая 2002 года

            На территории Российской Федерации действуют около 140 законодательных актов в области защиты прав ребенка, принятых за последние годы Федеральным Собранием РФ. Главный из них - Семейный кодекс Российской Федерации - федеральный закон от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ в редакциях от 15.11.1997 №140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ и от 02.01.2000 №32-ФЗ. Однако ни в одном из них существует правового понятия семьи во всем разнообразии ее форм. В Семейном кодексе РФ определяется в основном лишь небольшой круг отношений, практически не затрагивая семейные формы воспитания и обустройства ребенка, в том числе ребенка, признанного сиротой или оставшегося без попечения родителей. В Семейном кодексе РФ лишь обозначены некоторые из форм семейного обустройства ребенка, однако не даны их юридические определения и отличия ( чем, например, приемная семья отличается от детского дома семейного типа). Не даны юридические определения и статус таким общественным формам защиты детей, как общественный приют, социальная детская деревня, патронат. Региональные законодательные органы принимают местные законодательные акты, которые вступают в противоречие друг с другом и не позволяют обеспечить право ребенка на семью на всей территории Российской Федерации. До осени 2001 года в России официально существовало 384 приемные семьи. А в апреле 2002 года Министерство образования РФ уже дает другие статистические данные: в России, оказывается уже более 2300 приемных семей. Спрашивается: почему в нашей стране за 10 лет не было создано ни одной приемной семьи и каким образом всего за последних полгода их появилось более 2000. Оказывается, Министерство образования РФ стало считать приемными все семьи, которые взяли на воспитание детей-сирот. Создается благостная, но все-таки ложная картина о якобы успешных мерах, принятых по обеспечению права ребенка на семью. На самом же деле, все не так благополучно. Взять на воспитание детей в семью гражданам России крайне сложно по нескольким причинам: а) - они не знают, как это сделать, так как в России нет сети центров по защите права ребенка на семью, б)             - несовершенство действующих законов в области защиты права ребенка на семью, в)        - полное самоуправство чиновников из органов опеки и образования и их безответственность, процветающая коррупция и взяточничество при оформлении передачи ребенка на воспитание в семью ( в одном детском доме города Москвы, где подопечные программы "Приемные семьи"- граждане России хотели взять на воспитание ребенка, с потенциальных родителей запросили 10 тысяч долларов США, а разрешение на оформление опекунства над ребенком органы опеки и попечительства оформляли более 8 месяцев, так и не дав разрешение на усыновление).

            Кроме того, в России раскручиваются механизмы развития сиротства и тем самым разрушается еще довольно слабый институт семьи. Об этом свидетельствуют размеры социальных пособий, направляемых государством на содержание ребенка: в родной семье такого месячного пособия хватает лишь на 4 пакета молока, в приемной семье - эта сумма по Москве составляет до 2400 рублей ( по различным регионам - от 700 до 2500 рублей в месяц). На содержание ребенка в государственном детском доме даже в таком бедном регионе России, как Приморский край, затрачивается от 6 тысяч рублей в месяц. Это приводит к оформлению фиктивного опекунства, к появлению отказных детей и другим злоупотреблениям. Из 100 опекунских семей, опрошенных Движением "Добро - без границ", более 80 признались, что опекунство им удалось оформить фиктивно и дети продолжают жить в семье вместе с родителями, лишенными родительских прав ( как правило, это семьи, живущие за чертой бедности).

 Большинство руководителей органов самоуправления считают передачу ребенка на воспитание в семью лишней головной болью, им легче перечислить деньги в детский дом, отправив туда заодно и ребенка. Положение ст.121-123 Семейного кодекса РФ о передаче ребенка на воспитание в семью в течении 1 месяца после того, как он признан сиротой или оставшимся без попечения родителей, практически не выполняется ни в одном из регионов еще и потому, что в органах опеки и попечительства нет базы данных на потенциальных родителей.

            Сегодня на практике за соблюдение права ребенка на семью никто не несет ответственности в России. Государственный чиновник - будь то представитель государственного детского дома, органа образования или органа опеки и попечительства - абсолютно уверен в своей непогрешимости и безнаказанности. Есть случаи, когда в детском доме ребенок удерживается насильно или не совсем верной (мягко говоря) информацией о семье. К сожалению, и органы прокуратуры зачастую защищают честь мундира таких чиновников. Например, Бауманская районная прокуратура встала на защиту одного из детских домов госквы, где удерживается девочка, по отношению к которой семья не совершала действий, нарушающих ее права. Представители органов опеки и комитета образования столицы не предпринимают действенных мер по отношению к руководству этого детского дома лишь по одной причине: не хотят участвовать в разборе сложной ситуации.

            Нередки случаи, когда договоры о статусе приемной семьи государственные чиновники не подписывают годами ( договор о приемной семье с Татьяной Волгиной управа района Чертаново Северное подписала через 2 года проволочек и только после вмешательства специалистов программы "Приемные семьи" Движения "Добро - без границ". В г. Благовещенске семья Анастасии Буторлиной, воспитавшая 14 сирот, так и не получила статуса приемной. В семье Людмилы Новосельской из Москвы более двух лет не получают пособия на ребенка, больного гемофилией и переданного на воспитание в эту семью по настоятельной просьбе дома ребенка, только потому, что две московские управы не могут договориться, ребенком какой управы он считается ( той, где жил раньше, или той, где живет теперь). У семьи Алексея Быхова, где воспитываются 6 сирот, администрация города Пущино (Московская область) решила отобрать закрепленную за семьей квартиру под общежитие аспирантов местного филиала Академии наук. За 4 года выполнения благотворительной программы "Право на семью" - "Приемные семьи" Движение "Добро - без границ" отметило десятки нарушений права ребенка на семью почти в 30 регионах России. Прокуратура России регистрирует их на несколько порядков больше.

            Ослабление роли семьи в воспитании детей, безответственность государственной политики привели к резкому росту детской беспризорности и безнадзорности. Государство предпринимает в последние месяцы меры по защите прав ребенка и, в первую очередь, права на семью, но эти меры малоэффективны, так как направлены в основе своей на ликвидацию последствий, а не первопричины - укрепление роли и ответственности семьи за подрастающее поколение. Необходимо коренное изменение всей государственной политики, повышение роли гражданского общества в области защиты детей именно через семью, повышение статуса семьи. Вот почему Движение "Добро - без границ" предлагает принять базовый федеральный закон по обеспечению гарантий права ребенка на семью и внесение изменений соответствующих изменений во все правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.

 

 

 

ПРОЕКТ

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ГАРАНТИЯХ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ"

 

(Разработан -

специалистами благотворительной программы "Право на семью" - "Приемные семьи"

Светланой Бочаровой - автор программы и Ниной Агаповой - юрист-консультант программы)

Май 2002 года

 

 

 

            Государство гарантирует осуществление права ребенка на семейное обустройство.

                Семья подчиняется нормам права и нравственности и участвует в их формировании. Семья - динамичный социальный организм, подчиняющийся законам развития общества и отвечающий его современным потребностям, включающий в себя взаимосвязи семьи в целом и ее членов как с государством в трудовой, социальной, жилищных сферах, в гражданском обороте так и во внутрисемейной юридической сфере, регулируемой семейным правом ( брак, развод, супруги, дети и родители с их взаимоотношениями и ряд других институтов). Семья - основная правовая и социальная структура общества. Право ребенка на семью гарантируется по всей территории Российской Федерации. Семья имеет право взять на воспитание, а ребенок воспитываться в семье вне зависимости от места и региона их проживания.

            Семейные формы жизнеустройства и воспитания детей являются приоритетными и гарантируют осуществление права ребенка на семью. Право ребенка на семью гарантирует возможность ребенка жить и воспитываться в семье, быть защищенным семьей, иметь родителей и дом.

           

             Раздел 1. Основные определения

                       

            Статья 1. Семья. Основные понятия.

 

            1. Вариант 1. Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.

(прим. так определяет значение семьи Владимир Даль).

             Семьянин - семейный человек, член семьи.

             Вариант 2. Семья:

             - естественная первичная ячейка общества и среда жизнедеятельности человека, состоящая из совокупности близких родственников, живущих вместе: родители с детьми;

            - источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отображение структуры и сущности общества;

            - основа материальной и экономической жизни человека, база права и государственности;             - круг лиц, отношения между которыми регулируются семейным правом.

             - союз лиц, основанный на браке, родстве, совместном проживании, совместно решающих вопросы принятия детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой; круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

           

            Статья 2. Семейные и замещающие их формы воспитания и жизнеустройства детей. Основные понятия.

 

                1. Семейные формы воспитания и жизнеустройства детей:

            - биологическая ( кровная) - семья, воспитывающая биологических (кровных, родных) детей)

            - усыновителей/удочерителей - семья, воспитывающая усыновленного/удочеренного ребенка

            - опекунская - семья, воспитывающая ребенка-сироту или оставшегося без попечения родителей под свою опеку

            - попечительская - семья, воспитывающая ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей под своим попечительством

            - приемная - семья, воспитывающая не менее 3-х детей-сирот или оставшихся без попечения родителей под своей опекой без права передачи детей в усыновление/удочерение в другую семью

            - детский дом семейного типа - семья, воспитывающая не менее 5-ти детей-сирот или оставшихся без попечения родителей под своей опекой с правом передачи детей на усыновление/удочерение в другую семью

            - патронатная семья - семья, осуществляющая временную опеку над 1-м ребенком-сиротой или оставшимся без попечения родителей с целью дальнейшего оформления над ним усыновления/удочерения или опеки

            - социальная патронатная семья - семья, осуществляющая патронат над ребенком, родители которого не могут осуществлять его воспитание и не лишены родительских прав

           

            2. Общественные формы обустройства и воспитания детей, приближенные к семейным или их замещающие:

            - социальные детские деревни - сообщества нескольких семей с детьми-сиротами или оставшимися без попечения родителей

            - общественные приюты - объединения, осуществляющие воспитание и жизнеустройство детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, представляющие коллективную структуру защиты детей

            - сыны/дочери полка - коллективная форма, где дети сироты или оставшиеся без попечения родителей взяты на воспитание в подразделения министерств обороны, внутренних дел или чрезвычайного положения

           

             3. Государственные формы обустройства и воспитания детей:

            - дом ребенка - государственная форма воспитания и жизнеустройства детей сирот или оставшихся без попечения родителей в возрасте от 0 до 3-х лет

            - государственный детский дом - государственная форма воспитания детей сирот или оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18-ти лет

            - государственный    приют - государственная форма временной защиты детей-сирот или оставшихся без попечения родителей

            - государственный интернат - государственная форма жизнеустройства детей сирот или оставшихся без попечения родителей школьного возраста

            - государственный социальный интернат - государственная форма жизнеустройства и воспитания детей сирот или оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями (инвалиды)

 

            Статья 3. Социальный стандарт жизнеустройства ребенка

 

            1. Социальный стандарт жизнеустройства ребенка предусматривает гарантируемые объем и качество предоставляемых услуг для социальных обеспечения и защиты, образования, воспитания, подготовки детей к труду и жизни в обществе.

 

            Статья 4. Государственные органы, осуществляющие гарантию права ребенка на семью.

           

            1. Гарантию права ребенка на семью осуществляют органы опеки и попечительства.

            2. Органы опеки и попечительства являются структурным подразделением социальной защиты (вариант - социального развития) исполнительной федеральной и региональной власти. Вопросы организации и деятельности органов социальной защиты (вариант - социального развития) исполнительной власти по осуществлению права ребенка на семью определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, и настоящим законом.

            3. Органы местного самоуправления осуществляют защиту права детей на жилье на основании уставов муниципальных образований и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим законом по представлению органов социальной защиты исполнительной власти.

 

            Статья 5. Банки данных по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также по потенциальным родителям

           

            1. Банк данных по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, представляет перечень проверенной информации по детям, подлежащих передаче на воспитание в семью или замещающие ее формы.

             Банк данных по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семью или формы ее заменяющие, является открытым и доступ к нему является беспрепятственным для любого гражданина Российской Федерации или другой страны. Представители государственных структур, препятствующие гражданам в получении информации о детях, подлежащих на воспитание в семью, несут уголовную и административную ответственность.

           

            2. Банк данных по потенциальным родителям представляет собой перечень проверенной информации по лицам, изъявившим желание взять на воспитание ребенка в семью.

            Банк данных (федеральный и региональный) по потенциальным родителям является открытым только для представителей органов опеки и попечительства, для государственных органов, ответственным за осуществление права ребенка на семью. Разглашение сведений банка данных потенциальных родителей, а также сведений о родителях, которые оформляют или уже оформили ребенка-сироту в семью, подлежит уголовной ответственности.

           

            3. Банки данных по детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, банк данных по потенциальным родителям формируются при органах социальной защиты (вариант - социального развития), в ведомстве которых действуют органы опеки и попечительства.

           

            Раздел 2. Условия передачи ребенка в семью 

           

            Статья 6. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

           

            1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют приоритетное право на устройство в семью через различные формы семейного воспитания, определенные ст. 1 раздела 1 данного закона. Лишь при отсутствии такой возможности, подтвержденной органами опеки и попечительства, дети, признанные сиротами или оставшиеся без попечения родителей, передаются в государственные или негосударственные учреждения, определенные ст. 1 раздела 1 данного закона.

            Иные формы устройства детей сирот или оставшихся без попечения родителей могут быть предусмотрены законами субъектов Федерации, при согласовании изменений с федеральной законодательной властью

           

            2. При устройстве ребенка учитываются наличие у него братьев или сестер (они оформляются только на совместную форму жизнеустройства - в одну семью, в один приют и т.д.). При семейном обустройстве ребенка принимается во внимание его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании. В данном случае приоритет отдается той семье или той форме семейного обустройства, которые наиболее полно соответствуют ребенку. При обустройстве ребенка на воспитание в ту или иную семью учитывается также пожелание самого ребенка, а при обустройстве детей в возрасте 10 и старше лет необходимо получить их согласие.

           

            Статья 7. Формы воспитания и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через общественные структуры

           

            1. Общественная структура защиты права ребенка на семью включает все формы семейного жизнеустройства и воспитания ребенка, кроме государственных детских домов, интернатов, домов ребенка и соответствующих государственных социальных лечебных заведений, а именно:

            - биологическая (кровная) - семья, воспитывающая биологических (кровных, родных) детей),

            - усыновляющая - семья, воспитывающая усыновленного/удочеренного ребенка,

            - опекунская - семья, воспитывающая ребенка-сироту или оставшегося без попечения родителей под свою опеку,

            - попечительская - семья, воспитывающая ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей под своим попечительством,

            - приемная - семья, воспитывающая не менее 3-х детей-сирот или оставшихся без попечения родителей под своей опекой без права передачи детей в усыновление/удочерение в другую семью,

            - детский дом семейного типа - семья, воспитывающая не менее 5-ти детей-сирот или оставшихся без попечения родителей под своей опекой с правом передачи детей на усыновление/удочерение в другую семью,

            - патронатная семья - семья, осуществляющая временную опеку над 1-м ребенком-сиротой или оставшимся без попечения родителей с целью дальнейшего оформления над ним усыновления/удочерения или опеки,

            - социальная патронатная семья - семья, осуществляющая патронат над ребенком, родители которого не могут осуществлять его воспитание и не лишены родительских прав,

            - формы жизнеустройства и воспитания детей, приближенные к семейным или замещающие их ( социальные детские деревни - сообщества нескольких семей с детьми-сиротами или оставшимися без попечения родителей; общественные приюты - объединения, осуществляющие воспитание и жизнеустройство детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, представляющие коллективную структуру защиты детей; сыны/дочери полка - коллективная форма, где дети сироты или оставшиеся без попечения родителей взяты на воспитание в подразделения министерств обороны, внутренних дел или чрезвычайных

ситуаций).

                                   

            2. Приемные семьи, детские дома семейного типа, патронатная семья, социальная патронатная семья образуются на основании типовых договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание между соответствующим органом исполнительной власти ( в случае, если органы опеки будут переподчинены подразделения Министерства труда и социального развития, договор заключается с соответствующим подразделением этого министерства, действующим на территории района/региона по предоставлению их подразделения - органа опеки и попечительства) и гражданами России, которые детей на воспитание в свои семьи.

            При этом приемной семье и детскому дому семейного типа исполнительная власть предоставляет государственное или муниципальное жилое помещение не ниже жилищных и санитарных норм, предусмотренных федеральным законодательством.

           

            3. Общественные приюты, детские деревни социального типа и аналогичные общественные формы, замещающие семью, образуются на основании типовых договоров между соответствующим органом исполнительной власти и неправительственными организациями России, имеющих лицензий на соответствующую деятельность (педагогическую, медицинскую). По договору такого типа предусматривается предоставление для неправительственной организации необходимого жилого помещения, обеспечивающее условия проживания детей по данной форме семейного обустройства ребенка (приюта, социальной детской деревни).

           

             4. На воспитание в семейные общественные формы передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия.

           

            5. В патронатную семью ребенок (дети : только братья и сестры) передается на срок от 6 месяцев до 1 года. Патронатная форма воспитания ребенка является временной, промежуточной, даптационной. За указанный срок семья обязана принять решение о форме воспитания для ребенка, или выбирать себе на воспитание ребенка ( в таком случае ребенок может оставаться в детском государственном учреждении и посещать семью только в дни, определенные с администрацией детского учреждения и органами опеки и попечительства). Семейный патронат осуществляется гражданами безвозмездно.

           

            6. Социальный патронат осуществляется по совместному договору между органами

опеки и попечительства, кровной семьей и гражданами, осуществляющими социальный патронат. При социальном патронате срок воспитания ребенка определяется сроком действия вышеозначенного договора или иными обстоятельствами. Такими обстоятельствами могут быть: состояние здоровья родителей или ребенка, асоциальный статус родителей, другие жизненные ситуации, семьей и гражданами, осуществляющими патронат. При социальном патронате труд граждан, осуществляющих патронат, оплачивается с учетом на каждого, взятого под социальный патронат, по ставке не ниже среднего уровня оплаты труда по данному региону, но не менее среднего уровня оплаты труда по РФ.

            В случае осуществления социального патроната непосредственно по просьбе семьи оплата услуг социального патроната осуществляется из бюджета данной семьи в размере, не ниже нормы оплаты социального патроната.

           

          7. Ребенок передается под опеку по договору между органом опеки и гражданами, которые берут ребенка в семью. Содержание ребенка обеспечивается социальным пособием в размере социального стандарта детей.

           

            8. Договор на приемную семью между органами опеки и попечительства и гражданами заключается в случае, если семья взяла на воспитание не менее 3 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Дети из приемной семьи не могут быть переданы на усыновление/удочерение в другую семью. На каждого ребенка, переданного на воспитание в семью, выплачивается государственное социальное пособие в размере не ниже утвержденного социального стандарта.

           

            9. Договор о статусе детского дома семейного типа заключается в случае, если семья взяла на воспитание не менее 5 детей сирот или оставшихся без попечения родителей. Воспитанники детского дома семейного типа по согласованию с органами исполнительной власти по представлению органов опеки могут быть переданы на усыновление/удочерение в другую семью. На всех воспитанников детского дома семейного типа выплачиваются социальные пособия в размере не ниже социального стандарта на детей.

           

            10. Договор о статусе общественного приюта, социальной детской деревни и других форм, замещающих семью, заключается с негосударственными учреждениями, создающим такие формы имеющими лицензию исполнительной власти на свою деятельность. На всех воспитанников выплачиваются социальные пособия в размере не ниже социального стандарта на детей.

            11. Воспитанники детских домов семейного типа, общественных приютов, социальных детских деревень и других форм замещающих семью могут передаваться на усыновление/удочерение в порядке, установленном Семейным кодексом РФ.  

           

            12. Договоры по всем общественным формам семейного воспитания и жизнеустройства детей могут быть расторгнуты:

            - гражданами, которые взяли детей на воспитание, по их желанию при наличии уважительных причин, указанных в Семейном кодексе РФ,

            - органами исполнительной власти по представлению органов опеки только через суд,

            - в случае, если ребенок (дети) усыновлен/удочерен другой семьей.

           

            Раздел 3. Право на воспитание    

           

            Статья 8. Граждане, имеющие право на воспитание ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей

           

            1. Граждане, которые изъявили желание принять на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут воспользоваться любой формой семейного обустройства с учетом особенностей ребенка, возможностей гражданина и членов его семьи, рекомендаций органов опеки и попечительства.

 

            2. Передача ребенка на воспитание в семью определяется Семейным кодексом РФ и после прохождения граждане специального подготовительного курса по воспитанию ребенка. Необходимый курс обучения граждане могут пройти в специализированных центрах помощи семье как государственного, так и негосударственного типа. Обучение в таких центрах может быть платным. Средства, полученные от обучения в таких центрах, идут целевым назначением на помощь особо нуждающимся категориям детей.

 

            3. Данные о гражданах, изъявивших желание взять на семейное воспитание ребенка, заносятся в банк данных, который является для органов опеки и попечительства информационным источником передачи детей на обустройство в семью. Данные банка представляют собой закрытую информацию и находятся под контролем органов социальной защиты исполнительной власти. Банк данных органов социальной защиты исполнительной власти представляет собой единую сеть, способствующую более эффективному подбору родителей для ребенка по всей территории Российской Федерации.

           

            4. Необоснованные препятствия со стороны государственных органов преследуются в административном и уголовном порядке.

 

            Раздел 4. Стандарт социальных выплат (социальный стандарт) на детей в общественных и государственных формах обустройства детей 

 

            Статья 9. Социальный стандарт на детей в семьях.

 

            1. Социальный стандарт на детей - гарантированное социальное пособие на ребенка в размере не менее среднего прожиточного минимума по Российской Федерации. Региональные органы исполнительной власти могут увеличить величину социального стандарта. Механизм и размер выплат по социальному стандарту является адресным.

           

            2. Содержание ребенка в семье определяется социальным стандартом. Государство осуществляет дифференцированную выплату до социального стандарта в зависимости от материального состояния семьи, воспитывающего ребенка.

           

            3. Родители имеют право отказаться от получения государственного пособия на воспитание ребенка. При этом этот отказ согласовывается с органами опеки и попечительства и не может быть принят, если отказ ведет к ухудшению социальной защиты ребенка.

           

            4. Органы социальной защиты исполнительной власти осуществляют контроль целевого использования социального стандарта на детей. В случаях нецелевого использования социального стандарта органы опеки могут выступать с предложением о прекращении финансирования данной семьи и в судебном порядке могут прекратить выплаты социального стандарта или востребовать возмещение средств, использованных нецелевым образом. В случае положительного решения по иску о прекращении выплат социальных стандартов автоматически ставится вопрос о возможности воспитания ребенка в семье.

           

            Статья 10. Социальный стандарт на детей в государственных учреждениях

 

             1. Средства на содержание детей в государственных учреждениях выделяются с учетом социального стандарта.

           

            2. Средства на выплату пособий в размере социального стандарта определяются в государственном бюджете целевым назначением.

           

            Раздел 5. Оплата труда родителей и расчет оплаты труда сотрудников государственных учреждений для сирот и оставшихся без попечения родителей детей

 

            Статья 11. Оплата труда родителей

           

            1. Государство, признавая огромную роль семьи в воспитании ребенка, уважает и признает труд родителей.

           

            2. Вне зависимости от формы семейного или общественного воспитания детей, начиная с 3-его ребенка для родителей, занимающихся воспитанием своих детей как основным видом трудовой деятельности, выплачивается ставка педагога-воспитателя в размере не ниже среднего уровня оплаты труда по данному региону, но не менее среднего уровня оплаты труда по Российской Федерации. На каждого следующего ребенка добавляется оплата в размере 1/3 среднего уровня оплаты труда по Российской Федерации.

 

            3. Фонд заработной платы сотрудников государственных детских учреждений рассчитывается из размера не менее среднего уровня оплаты труда по Российской Федерации на каждых 3-х воспитанников.

 

            Раздел 6. Ответственность граждан, лишенных родительских прав

           

            Статья 12. Ответственность граждан, лишенных родительских прав

 

            1. Граждане, лишенные родительских прав, обязаны возмещать государству средства, затрачиваемые на воспитание их ребенка.

           

            2. Решение о возмещении средств принимается в судебном порядке.

 

            Раздел 7. Заключительные положения

 

            Статья 13. Ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение законодательства о гарантиях права ребенка на семью

           

            Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность на неисполнение или за ненадлежащее исполнение о гарантиях права ребенка на семью.

 

            Статья 14. Судебная защита прав субъектов закона

 

            Дети и их законные представители имеют право в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством, обращаться в суд за защитой своих прав, предусмотренных настоящим федеральным законом.

 

            Статья 15. О введении в действие настоящего федерального закона

           

            Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

            Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

 

            1. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим законом и иные нормативные акты Российской Федерации применяются в пределах и в порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постольку, поскольку они не противоречат настоящему закону.

 

            2. Поручить Правительству Российской федерации в течение трех месяцев со дня принятия данного закона:

            - привести в соответствие с настоящим законом изданные им нормативные акты,

            - подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего закона,

            - принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного закона.

 

 х х х х х х

 

            В данный законопроект не включены положения о защите права ребенка на семью насильственно переселенных лиц (вынужденных переселенцев) и беженцев, детей, ставших жертвами катастроф и военных конфликтов, а также о защите права ребенка на семью при регистрации гражданства России.

            Предложения по этим проблемам требуют дополнительной проработки и они будут внесены при работе над законопроектом.

Hosted by uCoz