КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗА

 

10 декабря 2002 г. на встрече с Комиссией по правам человека Президент РФ Путин В.В. сказал: «И, наконец, важнейший вопрос – защита прав детей. Об этом хотел бы сказать отдельно. Безнадзорность, преступность и наркомания – все это в огромной степени результат нарушения прав ребенка. Органы, которым положено этим заниматься, продолжают работать вне единой стратегии. И я бы просил Вас тоже проанализировать деятельность государства, общества в этой сфере». 

Из этого высказывания следует, что решать различные проблемы детей необходимо, прежде всего, создавая систему различных технологий  защиты их прав. Совокупность этих технологий станет той стратегией, о которой говорил Президент.  Во многих развитых странах Запада и в истории России такая система называется ювенальной юстицией. Она предполагает не только специализацию судебной процедуры, но и создание различных социальных программ, к которым эта судебная процедура может адресоваться. Сами социальные программы, опираясь на правовые нормы, становятся основой решения подавляющего большинства проблем, с которыми может столкнуться ребенок. В то же время система ювенальной юстиции не допускает произвольного, не правового вмешательства в жизнь семьи. Ювенальная юстиция – это не только способ защитить права ребенка-правонарушителя, но и возможность законопослушным гражданам отстаивать интересы своих детей, равно как и самим детям отстаивать свои собственные интересы. В связи с этим как основная стратегия региональной политики Союза «Гражданское общество - детям России» (председатель Союза – Э.А.Памфилова)- рассматривается создание единой правовой системы защиты прав детей на всей территории Российской Федерации. И в этом смысле перед Союзом стоят две основные задачи:

1.     Реформирование законодательства с целью создания такой системы; прежде всего, лоббирование законов, формирующих систему ювенальной юстиции.

2.     Формирование «социального тела» ювенальной юстиции; территориальных моделей социальных программ, действующих в единой программно-проектной логике и на единой правовой основе.

Приведу пример одного из вариантов такой территориальной модели, которая, безусловно, охватывает не все проблемы, с которыми сталкивается ребенок – «Реабилитационное пространство для несовершеннолетних группы риска» (с описанием этой модели можно ознакомиться на сайтах www.nan.ru и detirossii.narod.ru).

Развивая этот системный подход можно формировать территориальные модели решения не только социально-правовых, но и иных проблем, с которыми может сталкиваться ребенок, например медицинских или педагогических. В любом случае в основе этих моделей может лежать не ведомственное, а правовое (судебное) решение. В то же время,  в этих правовых условиях принципиально важна не столько неизбежная судебная процедура, а сколько очевидная судебная перспектива, что позволит построить эффективный диалог с различными ведомствами и чиновниками, а также между ними, не обязательно доводя рассмотрение той или иной проблемы до судебного разбирательства.

Основной задачей организаций, входящих в Союз, является выполнение второй из вышеперечисленных задач, что, в конечном итоге, обеспечит формирование единой региональной, а, в перспективе, и федеральной социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Организации сами должны выбрать тактику своего поведения,  исходя из той конкретной задачи, которую они перед собой поставили, согласуясь с «Концепцией комплекса первоочередных и перспективных мер по формированию и реализации социальной семейной политики и по защите прав ребенка в РФ», принятой на учредительной конференции Союза 27-28 апреля 2002 года.

Нет необходимости, да и невозможно учесть особенности решения всего многообразия детских проблем. Путь каждой организации всегда будет уникален, но есть общие закономерности. Для того, чтобы добиться системного результата в решении конкретной проблемы, необходима выработка стандартов решения этой проблемы по следующим позициям:

ü      нормативный стандарт (совокупность различных документов и правовых актов, направленных на решение этой конкретной проблемы);

ü      образовательный стандарт (формирование учебных программ, дающих возможность подготовить специалистов, решающих эту конкретную проблему);

ü      информационный стандарт (набор материалов и способов донести правильность своих идей до общественного сознания в своем городе или  регионе);

ü      прецедентный стандарт (по возможности наиболее точное описание в логике практического руководства опыта решения этой конкретной проблемы, с изложением системы принятых управленческих решений и осуществленных действий).

Совокупность этих стандартов сформирует территориальную модель решения конкретной проблемы и даст возможность сделать эту модель компонентом региональной социальной политики.

Очевидно, что региональная политика на современном этапе должна строиться, прежде всего, исходя из территориального деления России на федеральные округа. Формируя  различные стандарты решения проблем детства в тесном контакте с институтом полномочного представителя Президента в федеральных округах, мы создадим предпосылки к более эффективному взаимодействию с местными властями, включая власть в субъектах федерации.

Исходя из вышеперечисленного, представляется, что роль координационного совета Союза в формировании региональной политики, в настоящее время может сводиться к следующим направлениям:

1.     Содействие формированию консультативных органов, решающих различные проблемы детства при аппаратах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Для этого заинтересованные организации, входящие в Союз, должны сформировать свои территориальные ассоциации, действующие в границах федеральных округов. К деятельности этих ассоциаций должны привлекаться не только организации – члены Союза, но любые иные организации (включая ведомства) и физические лица, заинтересованные в формировании региональной социальной политики в отношении несовершеннолетних. Важным участником этого процесса должен стать активно развивающийся в настоящее время институт уполномоченных по правам ребенка. Необходимо привлечь существующих к данному моменту уполномоченных по правам ребенка к процессу формирования региональных ассоциаций Союза.  Руководители этих ассоциаций при поддержке координационного совета Союза, должны вступить в контакт с полномочными представителями Президента с целью формирования профильных консультативных органов. Решения, вырабатываемые такими консультативными органами, могут обеспечить управленческо-методическую основу формирования региональной политики. Инициаторами этих процессов должны стать идеологические координаторы Союза в федеральных округах. Одновременно идеологические координаторы Союза должны отвечать за формирование и популяризацию региональной социальной политики в отношении несовершеннолетних, которая должна быть сформулирована как «Концепция региональной (название региона) социальной политики в отношении семьи и детства», основой которой должна являться вышеупомянутая концепция, принятая на учредительном съезде Союза.

2.     Координационный совет уже приступил и должен продолжить формирование единого информационного пространства Союза. Именно обмен информацией, и на этой основе выработка наиболее оптимальных способов решения той или иной проблемы должны стать главной стратегией деятельности Союза. Технологической основой такого информационного обмена могут стать технические координаторы Союза в федеральных округах. Организовывать эту работу должен член координационного совета, ответственный за информационную политику Союза Баранников Михаил Николаевич. Организации, готовые включиться в решение этой задачи и выступить «информационными узлами» в своих регионах, должны об этом информировать ответственного за информационную политику Союза.

3.     Основываясь на региональной практике и анализируя получаемую информацию, необходимо продолжить совершенствование «Концепции комплекса первоочередных и перспективных мер по формированию и реализации социальной семейной политики и по защите прав ребенка в РФ», привлекая к этому процессу формирующееся в настоящее время профессиональное сообщество экспертов по социальным программам. Ответственный за это направление деятельности Союза, член координационного совета Хананашвили Нодари Лотариевич.

 

Ответственный за региональную политику Союза

Со-председатель Союза

Олег Зыков

Hosted by uCoz