Они приходят ниоткуда

и уходят в никуда

 

Проблемы социальной реабилитации

несовершеннолетних заключенных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2003

 

 

 


РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия»

10100 Москва, Лучников переулок, дом 4, комн. 7.

Тел.: (095) 206-88-38, 206-86-84. Факс: (095) 206-89-71.

E-mail: prison_reform@mtu-net.ru   Web-site: http://www.prison.org


«Получается, мы ничьи»

 

 

 


«Воспитанницам из других регионов помощь органами власти этих регионов не оказывается… Бывают случаи, когда просят не направлять воспитанниц на прежнее место жительства».

Из ответов администрации Новооскольской ВК на анкету.

 

На 10.02.03 в Новооскольской воспитательной колонией (ВК) отбывало наказание 277 девочек. За колонией закреплено 40 субъектов федерации, с общей численностью населения - 67 миллионов 675 тысяч человек. В среднем, на один миллион жителей этих субъектов приходится по три с половиной девочки…

 

В 2002 году на лицевые счета девочек Новооскольской ВК поступило 629 тыс. 716 руб. Из них (в пересчете на одну воспитанницу): зарплата – 1206 руб., социальные пособия – 710 руб., денежные переводы – 27,8 руб.

Среднестатистическая воспитанница выработала продукции на 50 тыс. руб. (прибыль – 2380 руб.), выплатила по судебным искам – 104 рубля, истратила на покупки 713 рублей, получила гуманитарную помощь на сумму 2215 руб. Расходы из федерального бюджета на питание одной воспитанницы составили 22,4 руб. в день.

 

На 10.02. 03 г. 43,7% воспитанниц Новооскольской ВК осуждены за преступления против собственности; 39,4% - за преступления против личности; 8,7% за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков…

Средний срок наказания – 5,2 года. Средний возраст – 17,8 лет.

Сведения на начало 2000 г. (до проведения амнистий 2000-2001 гг.): численность воспитанниц – 388; за преступления против собственности осуждено 66%; за преступления против личности – 15,2%; за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков – 6,4%…

В колонии работает: 1 социальный работник, 1 инспектор по трудовому и бытовому устройству освобождающихся, 4 психолога, 12 воспитателей, 15 учителей. Установленный штат сотрудников – 215, работает – 212 человек или 77 на сто воспитанниц (тот же показатель при полной наполняемости ВК – 42).

 

 

 

«Область нам не выделяет ни копейки. Никогда… Обращались в областную и городскую Думу с просьбой возглавить попечительский совет, они нам отказывают. Говорят: «Вы – федералы, и мы с вами работать не можем». Получается, мы ничьи. Зато за налоги с нас спрашивают, за очистку территории…».

Орловский Л. П. Начальник Томской ВК для девочек

 

На начало 2003 г. в Томской ВК отбывало наказание 180 девочек. За колонией закреплено 23 субъекта федерации (от Приморья до Урала), с общей численностью населения - 32 миллиона 123 тысячи человек. В среднем, на один миллион жителей этих субъектов приходится по пять-шесть девочек.

 

* * *

Подпись: Колосовская коло-ния создана пять лет назад на базе военного городка. В ней отбывают нака-зание девочки, мальчики и женщи-ны Калинин-градской области. На территории колонии есть СИЗО для женщин и несовершеннолет-них. 
Количество за-ключенных до ам-нистии 2001 – чуть более 200 человек. Девочек – около 10 (общая численность населения области – 947 тысяч). В конце 2002 года количест-во заключенных сократилось до 70 человек.
Уходят ребята на свободу и оказываются не задействованными. Все общественные организации от нас отворачивается. Это, наверное, повсеместно, по всей России. Мы нужны только тогда, когда ребята находятся за решеткой. Тогда все предлагают свои услуги, материальную помощь. Но как только ребёнок выходит из колонии, он остаётся наедине с собой. Хорошо, если есть родители. А если нет? Значит, мы ждём его опять к себе.

Ольга Леонидовна Кожурова, зам. начальника по воспитательной

работе Колосовской ВК (Калининградская область)

 

В настоящий момент общество в целом не готово принять наших воспитанников. Ребёнок, получивший печать воспитательной колонии, встречается как изгой. На государственном уровне должны быть программы для детей, которые вышли из мест заключения, а не только программы для одарённых детей, детей-сирот... Может быть, это будут подпрограммы «Дети России»...

Людмила Васильевна Давиденко, директор школы Колосовской ВК

 

У нас единственная в России колония, где на одной территории находятся мальчики, девочки и женщины. Жилая территория у них разная, а столовая и школа – общая. Мы все рядом, вместе проводим праздники, спортивные мероприятия. Девочки и мальчики вместе учатся, вместе готовятся к праздникам. Раньше мы боялись этого, а сейчас – нормально относимся. Мальчики не шарахаются от девочек, у них нормальное общение, здороваются, мальчики стараются какие-то подарки девочкам передать, игрушки шлют.

Ольга Леонидовна Кожурова, зам. начальника

по воспитательной работе Колосовской ВК

 

Подпись: На 14.02.03 в Брянской ВК отбывало наказание 77 мальчиков, еще 57 человек содержалось в корпусе для подследственных и подсудимых (ПФРСИ). Практиче-ски, все воспитанники из Брянска (50%) или области. Численность населения Брянской области 1 млн. 424 тыс. На миллион жителей приходится (начало 2003 г.) 70 несовершеннолетних заключенных (вместе с СИЗО). Это значительно ниже общероссийского показателя (130).
55,8% воспитанников ВК осуждены за преступле-ния против собственности; 23,4% – за преступления против личности; 13% за изнасилования… Средний срок наказания – 3,2 года. Средний возраст – 17,4 года. 
В колонии работает: 5 психологов и социальных ра-ботников, 9 воспитателей, 9 учителей. Установленный штат сотрудников – 186, работает – 186 человек, или 139 на сто воспитанников. Тот же показатель при полной наполняемости ВК – 27.
В 2002 году на лицевые счета воспитанников по-ступило 191 тыс. 554 руб. Из них (в пересчете на одно-го воспитанника): зарплата – 137 руб.; социальные по-собия – 838 руб., иные источники (в т.ч. денежные пе-реводы) – 411 руб. Гуманитарная помощь на одного воспитанника – около 2 тыс. рублей. 
В год среднестатистический воспитанник имел 2 длительных и 5 краткосрочных свиданий, 1,2 телефон-ных разговора; получил 8 передач (посылок); отправил 15 и получил 13 писем (открыток).

* * *

 

Постоянная наша боль: дети попадают к нам с улицы, из ниоткуда, и уходят в никуда. Государству наплевать на сорванца, укравшего батон в магазине. К сожалению, мы не можем на се­годняшний день помочь всем, кого мы освобождаем. Постоянно обращаемся к главам администраций районов, куда отправляются освобождающиеся ребята, в милицию. Просим о помощи и содействии. Но получается, кроме нас, они никому не нужны. Конечно, мы хотим, чтобы не было рецидивов. Тем не менее, в первые три года после освобождения 30% наших воспитанников возвращаются в колонию. Вы бы видели глаза наших ребят, с какой надеждой они ждут дня, когда вернутся домой.

А. В. Тутиков, начальник

 Брянской ВК.

 

 

Из нашей колонии воспитанники освобождаются, в основном, условно-досрочно. Из 500 человек по концу срока освобождается 1-2 человека. Когда мы их готовим к УДО, пишем письма по месту жительства, в органы милиции, в комиссию по делам несовершеннолетних и т.п. И получаем в ответ просьбы: «Не освобождайте. Пусть они сидят. Они такие-сякие, родители у них нехорошие». И подтекст такой - пусть до конца срока сидят, а выйдут, мы их все равно закроем, не дадим, чтобы они тут гуляли. И получается рецидив 35,6%.

Серго Герасимович Геворгян, начальник Кировоградской ВК (Свердловская область).

 

 

96% опрошенных сотрудников инспекций, комиссий по делам несовершеннолетних, судей при отправлении подростков в колонию, спецшколу или спецПТУ исходили, прежде всего, из убеждения, что правонарушители должны быть сурово наказаны, а главное изолированы от общества как можно на большее время, чтобы не надо было ими дальше заниматься.

Интересно, что ни один из опрошенных, ни разу не бывал в этих учреждениях и реально не представлял условий жизни и воспитания в них. Это их не интересовало и не беспокоило.

В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. Несовершеннолетние преступники в России.

 

 

Вот осужденному 14 лет, метр с кепкой. Из-за того, что он неделю ничего не ел, снял с крыши четыре листа алюминиевого шифера (покушение на кражу размером в 312 руб. 50 коп.) Первая судимость, он никогда не стоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и т.д. Ему дают два года лишения свободы. Еще один. Судя по приговору, похитил 72 кг меда. Я его спрашиваю: «Ты сколько меда съел?». Он говорит: «Три килограмма, остальное на меня списали». Врачи говорят, что невозможно съесть три килограмма меда взрослому человеку. А у него вес 36 килограмм. Посадили. Никакие другие меры не спасут наше государство.

Попадают за решетку только дети бедняков. Это опасный путь, когда судьи знают: кого за одно и то же преступление можно посадить, а кого нельзя. Это ГУЛАГ. ГУЛАГ не 37-го года, а начала 21-го века.

Серго Герасимович Геворгян, начальник Кировоградской ВК.

 

 

Не отпускайте меня по амнистии – мне некуда идти. Если есть нераскрытые дела, скажите следователю, что я готов их взять на себя.

Из письма воспитанника Атляновской ВК в ГУИН Челябинской области

 

С середины января начали ребят выпускать по амнистии. Некоторых из моих воспитанников просто некому было забирать, и я начал их развозить по домам. Потом стал посещать их и не только «своих»… Ну и что? 80 процентов пацанов из числа освобождающихся никому, НИКОМУ не нужны… Амнистия, иной раз, лишний повод «мамам» занять сотню рублей по случаю освобождения любимого сынули… Сынуля, как правило, вместе с мамой тоже отмечает, через два-три дня сотка заканчивается и что? Надо отправляться на поиски денег. То есть: вперед – за новым сроком… Для многих родителей пацан – обуза, а его освобождение – лишняя проблема.

И.Э. Буткевич, попечитель Кировоградской ВК.

 


 

Цифры и факты

 

 


В первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников ВК. Четвертая часть особо опасных рецидивистов и 17% пожизненников – бывшие воспитанники ВК.

 

 


В начале 2003 г. в 64 ВК содержалось 11 тыс. человек, в СИЗО – около 8 тысяч. Общее количество несовершеннолетних заключенных в России в прошлом году сократилось в два раза. Это явилось результатом амнистий и законодательных изменений УПК РФ и УК РФ 2000-2002 гг. Но и после такого радикального сокращения детской части тюремного населения, Россия остается одним из лидеров1 по относительному количеству несовершеннолетних заключенных (ОКЗ-Н) – более 13 на 100 000 населения. По оценкам экспертов в 2003 г., численность несовершеннолетних заключенных будет увеличиваться на 2-3% ежемесячно. В случае принятия президентского законопроекта о внесении изменений в УК РФ, можно ожидать сокращения количества несовершеннолетних заключенных и стабилизации его в течение следующих 2-3 лет на уровне 10-12 тысяч человек (7-8 на 100 000 населения). Но смягчение уголовной политики государства может привести к долговременным положительным изменением в области преступности только при сокращении численности групп тюремного риска. Работа по социальной интеграции несовершеннолетних правонарушителей – одно из важнейших условий такого сокращения.

* * *

Подавляющая часть несовершеннолетних осужденных нуждается в особой социальной поддержке.

Более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в ВК, до ареста не учились и не работали,

25% имеют образование в пределах начального,

каждый десятый – сирота или остался без попечения родителей,

более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией.

* * *

В 35 субъектах федерации нет ВК. Лишь 15% мальчиков отбывают наказание по месту проживания, еще 65% в том же субъекте федерации, но не в том административном районе, где расположены муниципальные службы, которые могли заниматься ими ранее.

Из-за своей малочисленности девочки оказываются в еще худшем положении, чем мальчики: в России всего три ВК для девочек. Это обрекает их на тяжелейшие испытания при этапировании, отрыв от семьи, близких, на дополнительные трудности после освобождения.

* * *

Воспитанников старше 18 лет (до 21 года) сейчас от 25 до 40%, они выпадают из поля зрения социальных служб, которые занимались ими до 18 лет.

* * *

В большинстве Лишь в каждом четвертом СИЗО функционируют школы или учебно-консультационные пункты. Не хватает помещений для организации досуга несовершеннолетних более, чем в половине СИЗО. Реабилитационные или образовательные программы в СИЗО проводятся сейчас силами отдельных подвижников из числа сотрудников СИЗО или неправительственных организаций.


 

 

 

 

 

 


Социальное сопровождение

несовершеннолетних заключенных

 

 


Законодательные изменения последних 10 лет создали предпосылки для приближения к международным стандартам условий содержания в ВК и обеспечения прав несовершеннолетних заключенных.

Начата переориентация работы ВК с исполнения наказания на решение социально-психологических проблем воспитанников. Этот процесс сдерживается недостаточным бюджетным финансированием, отсутствием помощи и поддержки со стороны местных властей, родных и близких воспитанников. Кроме того, принципы организации жизни воспитанников, система поощрений и взысканий, отдельные направления работы с ними, критерии оценки деятельности персонала ВК и т.п. рассогласованы с главной задачей, стоящей перед правосудием для несовершеннолетних: будущей интеграцией воспитанника в конкретный микросоциум. Профессиональное обучение воспитанников чаще проводится в интересах обеспечения функционирования существующего в колонии производства или профессионального училища, без учета склонностей подростка, возможностей его будущего трудоустройства. Инструментальный подход характерен и для других аспектов работы с воспитанниками. От них добиваются послушности и управляемости, а не инициативности, умения самостоятельно принимать решение. Воспитанник, в лучшем случае, рассматривается как объект воспитательного воздействия, а не как субъект, который должен быть включен в процесс решения проблем, определяющих его дальнейшую судьбу. Предельная регламентация и милитаризация (даже в колониях для девочек), беспроблемность (с точки зрения реальных проблем, ожидающих их на воле) жизни воспитанников подавляет их и без того скромные возможности по преодолению дезадаптированности в будущей жизни на воле.

 

* * *

Решить проблему социальной интеграции воспитанника невозможно силами только сотрудников ВК, тем более при ограничении периода реабилитационной и социальной помощи временем пребывания несовершеннолетнего в колонии. Необходимо расширить границы периода реабилитационной работы с несовершеннолетним, включив в него срок предварительного заключения и, по-крайней мере, первый год[1] пребывания бывшего воспитанника ВК на свободе.

Степень будущей социальной дезадаптации зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, но и от факторов, определяемых микросоциумом, в котором они окажутся после освобождения. Поэтому в реабилитационную работу в ВК (и в СИЗО) должны быть включены соответствующие гражданские службы и учреждения по месту расположения ВК, прежнего проживания несовершеннолетнего заключенного или месту его будущего проживания, а также неправительственные организации. Обеспечение непрерывности социального сопровождения, межведомственный характер задачи требует решения вопросов, связанных с координацией деятельности различных служб и структур, информационного сопровождения несовершеннолетнего на всех этапах реабилитационного процесса. Было бы разумным продлить «несовершеннолетие» сопровождаемого за рамки формального совершеннолетия до 23 лет (в течение года после освобождения). Это позволит подключить к реабилитационной работе с сопровождаемым те службы, которые занимались им до достижения 18-летнего возраста.

Некоторые социальные проблемы,

возникающие у значительной части воспитанников

в период пребывания в ВК

 

 

 


Подпись: О наших воспитанниках вспоминают только тогда, когда они совершают преступление. Тогда все сразу начинают раз-водить руками и искать винова-тых. Но реальной-то помощи ему ни от кого нет. 
Бобкин Ю. Ю., зам. начальника воспитательной колонии 
Шаховской ВК

Ребята, освободившись из колонии, не могут найти работу. Причины разные находят: или еще нет 18-ти лет, или нет рабо-чих мест. У нас был такой слу-чай, когда наш воспитанник (у него срок 10 лет лишения свобо-ды), сдал успешно вступитель-ные экзамены в университет на факультет социальной педагоги-ки и психологии. Он мог бы там учиться, но декан этого факуль-тета сказала открытым текстом: «У меня учатся нормальные, и я не позволю, чтобы у меня такой учился...» 
В.В. Пахальчук, начальник отдела по воспитательной работе
 Шаховской ВК (Орловская обл.).

·        Отсутствие родственников, опекунов, попечи­телей.

·        Розыск родственников (актуально для 10% воспитанников).

·        Отсутствие у родственников средств на то, чтобы приехать на свидание или для сопро­вождения (отпуск, освобождение), при­слать посылку, бандероль. Лишь от 10 до 40% родителей приезжают на родительские конференции (дни открытого посещения ВК).

·        Получение социальных пенсий и пособий.

·        Полное отсутствие средств на приобретение предметов первой необходимости (санитарно-гигиенических средств, носков, белья, конвертов, ручек, тетрадей и т.п.), дополнительных продуктов питания.

·        Восстановление утраченных документов.

·        Оформление паспорта.

·        Сохранение ранее занимаемой жилой площади.

·        Установление инвалидности.

·        Отсутствие средств при освобождении.

·        Правовая безграмотность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. А.В. Бабушкин, В.В. Невский. Подросток и тюрьма: проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в РФ. – М. Комитет за гражданские права. 2002. -204 с.
  2. В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. Несовершеннолетние преступники в России. – М.: – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. – 256 с.
  3. Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования. – М.: Центр содействия правосудию при фонде ИНДЕМ. 2002. – 62 с.
  4. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М.: Российский благотворительный фонд НАН, 2000. – 148 с.

 


Задачи и принципы правосудия в отношении несовершеннолетних.

Правовой и социологический аспект.

 

 

 

 


I.

В международно-правовых документах, касающихся системы уголовного правосудия и исполнения наказания, предлагается использовать разные подходы для взрослых и несовершеннолетних правонарушителей. В случае несовершеннолетнего более важной считается задача его возвращения в общество, создания максимально благоприятных возможностей для его развития и самореализации, а не задача наказания или исправления.

Вот что говорится в Конвенции о двух важных задачах правосудия в отношении несовершеннолетних:

1. содействие «его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе» («Конвенция», ст. 40.1);

2. обеспечение «такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления» («Конвенция», ст. 40.4).

 Различие подходов (к несовершеннолетнему и к взрослому) не стоит рассматривать как проявление снисходительности к юному правонарушителю. Международное право исходит в этом случае из народной мудрости и современных научных представлений о природе человека. Молодость – это время, когда изменения физиологических, психологических, интеллектуальных сил и способностей человека носят «взрывной» характер. Повышенная криминальность подростков и молодых людей, социальная конфронтация с миром взрослых – неизбежная плата за «взрыв». Такая же неизбежная, как угасание сил и способностей за возраст «нормальности» (социальности, конформизма, законопослушности…). Исследования, проведенные в разных странах показывают, что от 70 до 80% подростков и молодых людей совершают, по крайней мере, одно правонарушение, которое остается невыявленным, нераскрытым. Это не приводит к крушению мирового порядка, поскольку значительная часть общества представлена относительно[2] более законопослушными и более влиятельными, чем молодежь, людьми. Сам же факт совершения «противоправного деяния» и его незамеченность, чаще всего, не мешают человеку впоследствии стать законопослушным гражданином, добиться успеха в жизни, в профессиональной деятельности, в творчестве.

В Эр-Риядских «Руководящих принципах» (ст. 5.e.) отмечается: «поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста… как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется».

 


Основные международно-правовые документы по правосудию в отношении несовершеннолетних и связанным с ним областям (профилактика правонарушений, социальная реабилитация и т.д.):

·             Конвенция о правах ребенка («Конвенция») – 1989 г.;

·             Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») – 1985;

·             Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы – 1990 («Правила ООН»);

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершенно летних – 1990 г. (Эр-Риядские «Руководящие принципы»).

Конечно, в случае обнаружения «деяния» необходима реакция. Это в интересах общества и, как правило[3], в интересах самого правонарушителя. Иначе трудно ожидать, что в нем проявится и будет укрепляться чувство ответственности за свои поступки, чувство уважения к другому человеку, его правам и интересам. Но реакция должна быть адекватной, учитывающей возрастные особенности правонарушителя, опасность его возможной дезинтеграции. Известно, что карательные санкции, изоляция от общества – являются десоциализирующими фак­торами и для взрослого. Для подростка следствием наказания в виде лишения свободы мо­жет стать сильнейшая личностная деформация. К тому же, международный опыт показывает, что при значительном сокращении применения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних никакого увеличения подростковой преступности не происходит.

Поэтому «арест, задержание или тюремное заключение ребенка… используется лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени» («Конвенция», ст. 37.b).

Критическое время пребывания в местах заключения, за которым следуют необратимые личностные деформации, для несовершеннолетнего в два-три (в зависимости от возраста) раза короче, чем для взрослого человека. По уровню социального развития, несовершеннолетние заключенные значительно отстают от вольных сверстников, и не подготовлены к разрешению проблем, которые их ждут на свободе.

Разрушительные последствия лишения свободы для психики подростка также связаны с возрастными особенностями. В этом возрасте идет активное усвоения грамматики социального поведения. Точно так же, как младенцу необходимо постоянное погружение в океан человеческой речи, подростку надо «купаться» в образцах поведения (мужчин-женщин, старших-младших и т.д.), самых разнообразных жизненных ситуациях и ролях. Нет образцов, социальных знаков, пропущен возраст – и человеку уже никогда не стать нормальным супругом, строителем (устроителем) жизни, он, что еще более страшно, может выпасть из культуры своего народа. А в случае лишения свободы, молодой человек оказывается в замкнутой, однородной (по полу и возрасту) группе. К тому же в этой группе сконцентрированы социально-запущенные, раздавленные жизнью сверстники. Даже, если юному узнику впоследствии удается избежать криминальной карьеры, он становится разрушителем жизни, «социальным» волком. Последствия от злоупотребления тюремным наказанием, бывают страшнее подростковой преступности.

Криминологам также известно: чем в более раннем возрасте, человек оказался в закрытом учреждении, тем больше вероятность того, что он станет рецидивистом, тюремным долгожителем, человеком, обреченным на «вечное» изгнание из нормального человеческого общества. Поэтому весьма уместным является предложение о дополнительном смягчении уголовного закона в отношении группы несовершеннолетних «до 16-ти».

В первые три года после освобождения совершают повторные преступления: от 19 до 45% бывших воспитанников ВК и 50% выпускников спецшкол[4] и спецПТУ. Среди рецидивистов молодежного возраста 45-52% осужденных впервые в 14-15 лет и только 10-14% осужденных впервые в 16-17 лет[5]. Дети, направленные в спецшколы и спецПТУ, но не попавшие в эти учреждения[6], совершают правонарушения в 2-3 реже, чем те, кому «повезло», кто прошел процесс «исправления» [2, с. 121-122; 3, с. 47].

В «Пекинских правилах» (правило 1.3) говорится о необходимости «позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона…».

По-видимому, не только закона, но и вмешательства (вроде постановки на учет) полицейских (и аналогичным по технологиям действия) служб в работу с детьми. Известно, что уровень подростковой преступности прямо пропорционален относительному количеству подростков поставленных на учет в милиции (например, при региональных сравнениях). Это говорит о том, что профилактическое значение постановки на учет равно нулю, в лучшем случае милиция лишь отражает динамику регистрируемой подростковой преступности.

Могут сказать: нельзя же оставлять правонарушения подростков без последствий, без реакции. Нельзя. Но реакция не обязательно должна быть связана с вмешательством полиции или казенного правосудия. В этом и смысл правила 1.3 «Пекинских правилах». Во второй половине ХХ века широкое распространение получила альтернативная (неказенная) юстиция (восстановительное правосудие и т.п.). Она дает возможность юному правонарушителю осознать свою вину перед пострадавшим (а не перед чиновником), самостоятельно (в рамках имеющихся у него возможностей) возместить нанесенный ущерб, изменить свое поведение. Кроме того, не исключаются и конструктивные (не приводящие к дезинтеграции) меры общественного воздействия.

 

В международно-правовых документах правосудие в отношении несовершеннолетних регулируются особыми нормами и принципами, всеобъемлющий и подробный характер которых не имеет аналога в сфере защиты прав детей. Большинство норм, регулирующих правосудие в отношении несовершеннолетних, основано на нормах Международном пакта о гражданских и политических правах, они носят обязательный характер. К ним неприменима оговорка (обычная для документов рекомендательного характера) «в максимальных рамках имеющихся ресурсов». Государства, подписавшие вышеперечисленные документы, не должны ссылаться на недостаток средств, как на причину несоблюдения прав несовершеннолетнего в системе уголовного правосудия. Они обязаны изыскать и выделить эти средства.

В Конвенции не содержится прямого требования о создании специального (ювенального) правосудия для несовершеннолетних. Но в других международных документах создание таких судов явно подразумевается, а в «Правилах ООН» есть и прямая ссылка на такое правосудие, правда, без дальнейшего развития и уточнения.

 

* * *

Обратим внимание еще две особенности международного законодательства, регулирующего правосудие в отношении несовершеннолетних, которые имеют отношение к обсуждаемой проблеме.

Эр-Риядские «Руководящие принципы» содержат предупреждение о недопустимости употребления в отношении несовершеннолетнего термина «преступник», что является развитием правила: не допускать причинения ущерба репутации несовершеннолетнего.

Конвенция касается лиц, не достигших 18-летнего порога, в отношении них используется термин «дети». Правила ООН не содержат никаких уточнений относительно 18-летнего возраста, и используют термин «несовершеннолетние». Пекинские правила (принятые раньше Конвенции) также используют термин «несовершеннолетние». Эр-Риядские Руководящие принципы в отношении возраста предполагают применение наивысших стандартов и распространение действия норм и принципов на лиц 18 лет и старше, например, если их дела рассматриваются судами по делам несовершеннолетних.

 

II

Как уже отмечалось выше, принципиальная особенность уголовного правосудия для несовершеннолетних заключается в том, что оно сконцентрировано на возвращении правонарушителя в общество, а не на наказании, отправлении правосудия и, уж тем более, не на борьбе с преступностью.

Еще одной важной задачей считается минимизация негативных последствий исполнения наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних заключенных (далее – НЗ). Она достигается за счет сокращения времени пребывания НЗ в местах лишения свободы, а также за счет максимального приближения условий существующих в пенитенциарном учреждении к жизни на свободе, облегчение контактов воспитанников с вольным миром, нейтрализация дезадаптирующего влияния социальной среды, в которой находится НЗ и т.д.

В отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве эти задачи не получили внятного отражения. В нормах, касающихся целей и задач законодательства, «средств исправления осужденных» никакого особого подхода к несовершеннолетним мы не обнаружим.

В отечественном законодательстве вместо термина «реинтеграция» используется термин «реабилитация», (социальная реабилитация). Как мне кажется, при том, что оба слова являются для русского языка чужеродными, термин «интеграция» более точно отражает смысл задачи стоящей перед правосудием в отношении несовершеннолетних. Под реабилитацией чаще понимают воздействие на человека: его надо исправить, приспособить, сделать законопослушным. Возвращение (включение) НЗ в общество, создания максимально благоприятных возможностей для его развития и самореализации, требует работы со следующими объектами (уровнями):

        сам НЗ (микроуровень);

        социальная среда в учреждении, где он находится (мезо-уровень 1);

        социальная среда, в которую предполагается его включить (мезо-уровень 2);

        общество в целом (мега-уровень).

 

Перечислим некоторые возможные направления работы по социальной интеграции НЗ (перечень открытый):

1. Анализ и диагностика (выявление проблем НЗ, затрудняющих их социальную интеграцию).

2. Планирование (характер, объем, формы и способы оказания помощи конкретному НЗ, их уточнение по ходу работы). Планирование предполагает активное включение НЗ в обсуждение будущего устройства его жизни.

3. Индивидуальная работа с НЗ (активизация потребности в социальной интеграции, общее и профессиональное обучение и т.п.).

4. Правовое, информационное и социальное обслуживание НЗ (правовое просвещение и юридические консультации; предоставление информации о возможной работе, учебе и т.п.; помощь в налаживании и расширении социально-полезных связей, оформлении необходимых документов и т.п.);

5. Координация деятельности и информационное обеспечение различных субъектов (госструктур, НПО и т.п.), участвующих в социальной интеграции.

6. Повышение профессионального уровня и уровня компетентности субъектов социальной работы с НЗ.

*  *  *

В заключении отметим, что в условиях нынешней социальной дезорганизации перед людьми, которые участвуют в деятельности по социальной интеграции, зачастую возникает более важная, чем добиться законопослушности, задача: включение молодого человека в родную культуру (в социологическом значении этого слова). Более важна эта задача, и потому, что лишь культура, передаваемая непосредственно от человека к человеку, способна сформировать механизмы внутреннего контроля (идеалы, честь, совесть, достоинство, порядочность и т.п.). К сожалению, исправительные системы (не только в нашей стране) больше полагаются на внешний контроль, который не влияет на внутренние установки человека.

 

Список использованной литературы

 

  1. Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЕФ. (Международный центр по проблемам развития ребенка). – М.: ЗАО «Интердиалект+», 1998 г. – 25 с.
  2. В.Д. Ермаков, Н.И. Крюков. Несовершеннолетние преступники в России. – М.: – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. – 256 с.
  3. Ксения Касьянова. О русском национальном характере. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994. – 367 с.
  4. Я.И. Гилинский. Криминология. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
  5. Н. Кристи. Борьба с преступностью как индустрия. 2-е изд. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. – 224с.
  6. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М.: Российский благотворительный фонд НАН, 2000. – 148 с.

11.     Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. – М.: Юриспруденция, 2001. – 454 с.

 



[1] На первый год после освобождения приходится большая часть случаев совершения бывшим воспитанником нового преступления.

[2] Молодежь лидируют по «общеуголовным» видам преступности, старшие возрастные группы по так называемой, «беловоротничковой» и некоторым другим видам преступности.

[3] Опытным педагогам хорошо известен тип детей, проступки которых лучше «в упор не видеть». Это дети с повышенным уровнем самоконтроля (крайней стыдливостью, совестливостью и т.п.). Разоблачение может привести  к глубокому душевному надлому такого ребенка. Безнаказанность же их, как правило, не развращает.

[4] В спецшколу ребенок может попасть уже в 11 лет.

[5] При этом надо учесть, что количество осужденных 14-15- летних в 4-5 раз меньше, чем   16-17-летних. 

[6] Чаще всего из-за отсутствия «путевок» (т.е. мест) в эти учреждения.

Hosted by uCoz