Обращение к региональным организациям, заинтересованным в создании ювенальной юстиции в Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги,
В результате проведения переговорной площадки по ювенальной юстиции, которая прошла в рамках Гражданского форума (участниками которой были представители из Самарской области, Новгородской области, Ставропольского Края, Челябинской области, Нижегородской области, Санкт-Петербурга), обсуждаемая тема получила официальную поддержку Верховного Суда. Письмо председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева говорит о начале инициирования законодательного процесса по этому направлению в Государственной Думе.

Для того, чтобы при первом чтении в Государственной думе законопроекта "О внесении дополнений в федеральный Конституционный закон РФ "О судебной системе Российской Федерации" в части введения ювенальных судов, получить 300 голосов, обязательных для изменения Конституционного закона, необходимо организовать максимальное давление на Государственную думу. Это возможно, если как можно большее количество субъектов федерации в качестве законодательной инициативы внесут данный законопроект в Государственную думу до первого чтения. В настоящий момент это готовы сделать Московская городская дума и законодательное собрание г. Санкт-Петербурга.

Координационный совет неправительственных организаций, действующих в интересах детей «Гражданское общество – детям России»  обращается к вам с убедительной просьбой попытаться инициировать такую законодательную инициативу от имени законодательного собрания вашего региона. С этой целью, вы должны обратиться к знакомым вам депутатам законодательного собрания вашего региона с текстом и пояснительной запиской данного законопроекта, и просьбой провести процедуру внесения данного законопроекта в Государственную думу от вашего субъекта федерации.
Законопроект, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование прилагаются.

Координационный совет неправительственных организаций, действующих в интересах детей «Гражданское общество – детям России»

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

"О внесении дополнений
в
Федеральный конституционный закон
Российской Федерации
"О судебной системе Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1997, №1, ст.1) следующие изменения и дополнения:

1.      Включить статью 22-1, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одним из участников в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.".

2.      Часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.".


Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент
Российской Федерации В. Путин

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
Федерального Конституционного закона
Российской Федерации
"О внесении дополнений в
Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации
"О судебной системе Российской Федерации""

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом и "омоложением" подростковой преступности. Необходимо осознать, что складывающаяся ситуация создается за счет недостатка внимания к процессам, протекающим в детской и молодежной среде в связи с радикальными изменениями в различных областях жизнедеятельности: экономической, политической, социальной и т.д. Указанные изменения неизбежно порождают дисгармонию в существовании базовых институтов общества, прежде всего таких, как семья.
Наряду с детской (подростковой) преступностью растет и степень опасности, которой подвергается ребенок в нашем обществе, поскольку криминальная среда не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь несовершеннолетнего в преступный мир, прикрывая себя перед судом недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка (несовершеннолетнего). Как следствие этого резко растет детская и подростковая преступность, употребление наркотиков среди несовершеннолетних. И подавляющее большинство асоциальных и антисоциальных действий совершается подростками, имеющими, в той или иной степени, проблемы в связи с употреблением наркотических веществ.
Согласно информации, изложенной в тексте Государственного доклада за 1998 год "О положении детей в Российской Федерации" рост преступности за 1998 года по сравнению с 1997 годом составил 9,6%. По данным Периодического доклада "О реализации Российской Федерацией Конвенции о Правах Ребенка в 1993-1997 годах", количество совершенных подростками преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой или сбытом наркотических средств, за указанный период (1993-1997 годы) возросло в 2,8 раза (с 1,9 до 5,5 тыс. случаев); за преступления, связанные с наркотиками, только в 1996 году осуждено 2945 подростков. Для сравнения: в 1993 году эта цифра составляла 1213 человек.
Современная судебная система должна рассматривать ребёнка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Степень внимания, которое должно быть уделено проблемам молодежи, является очень высокой, поскольку - это наше будущее. И, очевидно, что одно из центральных мест в работе по улучшению криминогенной ситуации занимает реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних - воссоздание ювенального суда широкой юрисдикции.
Для всех очевиден тот факт, что ребёнок должен посещать детского врача - педиатра. Это продиктовано существенными особенностями физического состояния и развития детского организма. Подобно этому ребёнок должен иметь право на рассмотрение его дела особенным судьёй - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.
Таким образом, необходимо ввести в судебную систему России такое понятие как ювенальный суд.
Понятие ювенального суда может быть введено путем принятия предлагаемого проекта Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации"".
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует и из международных правовых норм, прежде всего, Конвенции о правах ребёнка (часть 3 статьи 40) и Пекинских правил (пункт 2.3).
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999г. в частности сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов".
Возможность расширения списка специальных судов, существующих в российской судебной системе, заложена в части 3 статьи 4, а также в статье 26 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации".
Следует особо отметить, что сам факт внесения ювенальных судов в качестве специальных в российскую судебную систему не повлечёт за собой немедленной необходимости в выделении значительных финансовых и материальных ресурсов (здания, помещения, штаты и пр.). В ближайшие годы основными государственными расходами должны стать расходы на акцентированную образовательную и методико-практическую подготовку специализированных судей (ювенальных судей), которые в системе воссоздаваемой ювенальной юстиции будут заняты только и исключительно делами с участием несовершеннолетних.
В Бюджетном послании Президента РФ на 2000 год в качестве очередных задач бюджетной политики предусмотрено, что "…за счёт ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему". Следовательно, возможность решать одновременно проблему образовательной подготовки соответствующим образом специализированных кадров и поддержку судебной системы реально совместить путём усилий по обучению именно той части судейского корпуса, которая и так в основном рассматривает дела, связанные с проблемами несовершеннолетних.
Необходимость специализированных образовательных мер для российских судей в области психолого-педагогической и социальной подготовки зафиксирована также в решении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2000г.
Необходимость развития специализации судов, включая создание ювенальной юстиции, была отмечена в ходе парламентских слушаний "Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации", которые состоялись в Государственной Думе ФС РФ 06.02.2001г.
Создание
ювенальных судов предусмотрено и в подготовленном Верховным Судом РФ проекте основных подходов к формированию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы.
Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства РФ, а также государственных органов и Комитетов Государственной Думы ФС РФ.

Финансово - экономическое обоснование


Дополнение к Федеральному конституционному закону "О судебной системе", предусматривающее возможность введения в России ювенальных судов не повлечет за собой расходов из федерального бюджета и не требует финансово-экономического обоснования по следующим причинам:
Сама по себе возможность введения ювенальных судов не означает немедленного их учреждения. Так, возможность введения в России административных судов предусмотрена Федеральным конституционным законом "О судебной системе", который вступил в силу, как известно, 1 января 1997 года, однако до сих пор, т. е. почти через пять лет после вступления в силу этого закона, административные суды все еще не созданы. Учредить ювенальные суды можно будет только после принятия другого Федерального конституционного закона - "О ювенальных судах", но этот последний можно будет начать разрабатывать лишь после внесения соответствующих дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе".
Сейчас, даже приблизительно невозможно установить, сколько потребуется средств для учреждения ювенальных судов, поскольку пока даже не определено, какова будет модель системы ювенальных судов. В настоящее время в Государственной Думе и в Верховном Суде обсуждаются различные возможные модели системы ювенальных судов: создание совершенно самостоятельной системы ювенальных судов по типу арбитражных судов; выделение самостоятельной системы ювенальных судов, замыкающихся ювенальной коллегией в Верховном суде, по типу военных судов; специализация судей и судебных коллегий в рамках судов общей юрисдикции и др. Внедрение каждой из моделей потребует различных расходов.
Кроме того, введение ювенальных судов может происходить поэтапно, что потребует иных расходов, чем одновременное учреждение таких судов. Однако модель системы ювенальных судов и поэтапность или одновременность их создания могут быть установлены только Федеральным конституционным законом "О ювенальных судах", к разработке проекта которого можно приступить лишь после внесения рассматриваемых дополнений к Федеральному конституционному закону "О судебной системе".

 

Hosted by uCoz