Уважаемые
коллеги,
В результате проведения переговорной площадки по ювенальной юстиции, которая
прошла в рамках Гражданского форума (участниками которой были представители из
Самарской области, Новгородской области, Ставропольского Края, Челябинской
области, Нижегородской области, Санкт-Петербурга), обсуждаемая тема получила
официальную поддержку Верховного Суда. Письмо председателя Верховного Суда РФ
В.М. Лебедева говорит о начале инициирования законодательного процесса по
этому направлению в Государственной Думе.
Для того, чтобы при первом
чтении в Государственной думе законопроекта "О внесении дополнений в
федеральный Конституционный закон РФ "О судебной системе Российской
Федерации" в части введения ювенальных судов, получить 300 голосов,
обязательных для изменения Конституционного закона, необходимо организовать максимальное
давление на Государственную думу. Это возможно, если как можно большее
количество субъектов федерации в качестве законодательной инициативы внесут
данный законопроект в Государственную думу до первого чтения. В настоящий
момент это готовы сделать Московская городская дума
и законодательное собрание г. Санкт-Петербурга.
Координационный совет неправительственных организаций,
действующих в интересах детей «Гражданское общество – детям России» обращается к вам с убедительной просьбой
попытаться инициировать такую законодательную инициативу от имени
законодательного собрания вашего региона. С этой целью, вы должны обратиться
к знакомым вам депутатам законодательного собрания вашего региона с текстом и
пояснительной запиской данного законопроекта, и просьбой провести процедуру
внесения данного законопроекта в Государственную думу от вашего субъекта
федерации.
Законопроект, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование
прилагаются.
Координационный
совет неправительственных организаций, действующих в интересах детей
«Гражданское общество – детям России»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
"О внесении дополнений
в
Федеральный конституционный закон
Российской Федерации
"О судебной системе Российской Федерации"
Статья 1. Внести в Федеральный
конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе
Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации,
1997, №1, ст.1) следующие изменения и дополнения:
1.
Включить статью 22-1, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве
системы специализированных судов создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одним из
участников в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и
второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов
устанавливаются федеральным конституционным законом.".
2.
Часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению уголовных,
гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и
дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.".
Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу
со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
Федерального Конституционного закона
Российской Федерации
"О внесении дополнений в
Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации
"О судебной системе Российской Федерации""
В настоящее
время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом
и "омоложением" подростковой преступности. Необходимо осознать, что
складывающаяся ситуация создается за счет недостатка
внимания к процессам, протекающим в детской и молодежной среде в связи с
радикальными изменениями в различных областях жизнедеятельности:
экономической, политической, социальной и т.д. Указанные изменения неизбежно
порождают дисгармонию в существовании базовых институтов общества, прежде
всего таких, как семья.
Наряду с детской (подростковой) преступностью растет и степень опасности,
которой подвергается ребенок в нашем обществе, поскольку криминальная среда
не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь
несовершеннолетнего в преступный мир, прикрывая себя перед судом
недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка
(несовершеннолетнего). Как следствие этого резко растет детская и подростковая
преступность, употребление наркотиков среди несовершеннолетних. И подавляющее
большинство асоциальных и антисоциальных действий
совершается подростками, имеющими, в той или иной степени, проблемы в связи с
употреблением наркотических веществ.
Согласно информации, изложенной в тексте Государственного
доклада за 1998 год "О положении детей в Российской Федерации" рост
преступности за 1998 года по сравнению с 1997 годом составил 9,6%. По данным
Периодического доклада "О реализации Российской Федерацией Конвенции о
Правах Ребенка в 1993-1997 годах", количество совершенных подростками
преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой или сбытом
наркотических средств, за указанный период (1993-1997 годы) возросло в
2,8 раза (с 1,9 до 5,5 тыс. случаев); за преступления, связанные с
наркотиками, только в 1996 году осуждено 2945 подростков. Для сравнения: в
1993 году эта цифра составляла 1213 человек.
Современная судебная система должна рассматривать ребёнка, совершившего
правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как
субъект реабилитации.
Степень внимания, которое должно быть уделено проблемам молодежи, является
очень высокой, поскольку - это наше будущее. И, очевидно, что одно из
центральных мест в работе по улучшению криминогенной
ситуации занимает реформирование судопроизводства по делам
несовершеннолетних - воссоздание ювенального суда широкой юрисдикции.
Для всех очевиден тот факт, что ребёнок должен посещать детского врача -
педиатра. Это продиктовано существенными особенностями физического состояния
и развития детского организма. Подобно этому ребёнок должен иметь право на
рассмотрение его дела особенным судьёй - ювенальным, который специально
подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только
на таких делах.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные
суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее
передовых.
Таким образом, необходимо ввести в судебную систему России такое понятие как
ювенальный суд.
Понятие ювенального суда может быть введено путем принятия предлагаемого
проекта Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О
внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации
"О судебной системе Российской Федерации"".
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении
несовершеннолетних следует и из международных правовых норм, прежде всего,
Конвенции о правах ребёнка (часть 3 статьи 40) и Пекинских правил (пункт
2.3).
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999г. в
частности сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству-участнику
предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс
реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по
делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав
детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании,
защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия и
злоупотребления, включая насилие в семье, и введения стандартов и механизмов
контроля в отношении детских учреждений всех типов".
Возможность расширения списка специальных судов, существующих в российской
судебной системе, заложена в части 3 статьи 4, а также в статье 26
Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О судебной
системе Российской Федерации".
Следует особо отметить, что сам факт внесения ювенальных судов в качестве
специальных в российскую судебную систему не повлечёт за собой немедленной
необходимости в выделении значительных финансовых и материальных ресурсов
(здания, помещения, штаты и пр.). В ближайшие годы основными государственными
расходами должны стать расходы на акцентированную образовательную и
методико-практическую подготовку специализированных судей (ювенальных судей),
которые в системе воссоздаваемой ювенальной юстиции будут заняты только и
исключительно делами с участием несовершеннолетних.
В Бюджетном послании Президента РФ на 2000 год в качестве очередных задач
бюджетной политики предусмотрено, что "…за счёт ликвидации
неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на
образование и судебную систему". Следовательно, возможность решать
одновременно проблему образовательной подготовки соответствующим образом
специализированных кадров и поддержку судебной системы реально совместить
путём усилий по обучению именно той части судейского корпуса, которая и так в
основном рассматривает дела, связанные с проблемами несовершеннолетних.
Необходимость специализированных образовательных мер для
российских судей в области психолого-педагогической и социальной подготовки
зафиксирована также в решении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
26.03.2000г.
Необходимость развития специализации судов, включая создание ювенальной
юстиции, была отмечена в ходе парламентских слушаний "Законодательное
регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в
Российской Федерации", которые состоялись в Государственной Думе ФС РФ
06.02.2001г.
Создание ювенальных судов предусмотрено и в подготовленном Верховным
Судом РФ проекте основных подходов к формированию федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы.
Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства РФ, а также
государственных органов и Комитетов Государственной Думы ФС РФ.
Финансово - экономическое обоснование
Дополнение к Федеральному конституционному закону "О судебной
системе", предусматривающее возможность введения в России ювенальных
судов не повлечет за собой расходов из федерального бюджета и не требует
финансово-экономического обоснования по следующим причинам:
Сама по себе возможность введения ювенальных судов не означает немедленного
их учреждения. Так, возможность введения в России административных судов
предусмотрена Федеральным конституционным законом "О судебной
системе", который вступил в силу, как известно, 1 января 1997 года,
однако до сих пор, т. е. почти через пять лет после вступления в силу этого
закона, административные суды все еще не созданы. Учредить ювенальные суды
можно будет только после принятия другого Федерального конституционного
закона - "О ювенальных судах", но этот последний можно будет начать
разрабатывать лишь после внесения соответствующих дополнений в Федеральный
конституционный закон "О судебной системе".
Сейчас, даже приблизительно невозможно установить, сколько потребуется средств для учреждения ювенальных судов, поскольку пока даже
не определено, какова будет модель системы ювенальных судов. В настоящее
время в Государственной Думе и в Верховном Суде обсуждаются различные возможные модели системы ювенальных судов:
создание совершенно самостоятельной системы ювенальных судов по типу
арбитражных судов; выделение самостоятельной системы ювенальных судов,
замыкающихся ювенальной коллегией в Верховном суде, по типу военных судов;
специализация судей и судебных коллегий в рамках судов общей юрисдикции и др.
Внедрение каждой из моделей потребует различных расходов.
Кроме того, введение ювенальных судов может происходить поэтапно, что
потребует иных расходов, чем одновременное учреждение таких судов. Однако
модель системы ювенальных судов и поэтапность или
одновременность их создания могут быть установлены только Федеральным
конституционным законом "О ювенальных судах", к разработке проекта
которого можно приступить лишь после внесения рассматриваемых дополнений к
Федеральному конституционному закону "О судебной системе".
|