ОБРАЩЕНИЕ
участников Второго
Российского
Конгресса “Мир семьи”
(Москва 14-17 ноября 2001г.)
к Федеральному Собранию и
Правительству Российской Федерации
Мы, участники Второго
Российского Конгресса “Мир семьи” – ученые и специалисты-практики,
представители государственных и муниципальных органов власти и учреждений,
научных и учебных центров, традиционных религиозных конфессий, некоммерческих и
общественных организаций, занимающихся вопросами семьи, из 58 регионов России –
убеждены в том, что семья как базисный социальный институт сохраняет свою
значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Социальная защита семьи
является одним из важнейших элементов ее укрепления и поддержки.
Государственные органы обязаны обеспечить выполнение Законов страны, создать
механизмы проведения социальной политики, а также гарантировать осведомленность
населения об их правах и льготах в этой сфере.
В связи с этим мы
предлагаем:
· Считать приоритетной задачей государственной
семейной политики всемерное повышение престижа семьи, авторитета материнства и
отцовства.
· Всемерно повышать качество жизни семьи, что
неизбежно повлечет за собой повышение количества здоровых детей в семье, что в
свою очередь будет содействовать выведению России из демографического кризиса.
· Разработать и принять Федеральный Закон “Об
основах государственной семейной политики в Российской Федерации”, в котором
должна быть представлена новая идеология семейной политики. В том числе, в
качестве критерия эффективности семейной политики необходимо рассматривать
условия жизнедеятельности здоровой, благополучной, трудоспособной семьи с
детьми, которая должна определяться как социальная норма, опора общества и
государства. Важным условием является предание семье статуса субъекта права,
признание семьи равноправным субъектом государственной семейной политики
(наравне с другими субъектами, предусмотренными Указом Президента Российской
Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 “Об
основных направлениях государственной семейной политики”).
· Разработать и принять единый базовый
Федеральный Закон “О семейных и внесемейных формах защиты детей в Российской
Федерации” и внести соответствующие изменения в Семейный,
Административно-процессуальный, Жилищный Кодексы, а также в другие действующие
законодательный и нормативные акты, исходя из того, что в России в настоящее
время более 140 Законов в области защиты прав семьи и детей, которые
концептуально не объединены и не представляют собой единую систему.
· Внести изменения в законодательство об
органах местного самоуправления, в части выведения органов опеки и
попечительства из подчинения органам образования и превращения их в межведомственную
и координирующую структуру по охране семьи, материнства и детства с
непосредственным подчинением главе местного органа самоуправления.
· Провести экспертизу указанных законопроектов
юристами, экономистами, педагогами, медиками, социальными работниками, детскими
и семейными психологами, лидерами некоммерческих и общественных организаций,
работающих с семьей.
· Обеспечить в полном объеме реализацию
законодательных актов Российской Федерации, направленных на поддержку и
социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
· Привести в соответствие с действующим
законодательством нормативные акты, обеспечивающие правовую защиту многодетных
семей, семей имеющих детей-инвалидов, детей с физическими и психическими
недостатками в развитии.
· Развивать и в дальнейшем во всех регионах
страны Центры семьи и детства, в которых родители, дети и педагоги смогут
получать необходимые юридические и психологические консультации,
реабилитационные и профилактические услуги; оказывать всемерную поддержку таким
Центрам.
· Содействовать созданию новых и активно
поддерживать на государственном уровне существующие социально ориентированные
детские и молодежные общественные организация и сообщества.
· Внести изменения в Федеральный Закон “О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и
соответственно в Налоговый Кодекс Российской Федерации об уменьшении
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет отчислений с прибыли,
вносимых в общественные и некоммерческие благотворительные организации,
действующие в интересах семьи и детей, оказывающие содействие укреплению
престижа и роли семьи в обществе, а также защите материнства, детства и
отцовства.
· Ввести систему долгосрочного
государственного и негосударственного страхование семьи с детьми.
· Обеспечить государственные гарантии
сохранения и развития системы дополнительного образования детей, обеспечение
его доступности для всех желающих.
· Разработать законодательные и нормативные
акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации,
наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за
пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения.
· Учредить государственно-общественную
экспертизу, наблюдающую за деятельностью СМИ, с целью формирования в российском
обществе приоритета нравственных ценностей, положительного опыта семейного
воспитания.
· Внедрять механизмы независимого
общественного контроля за соблюдением прав детей и родителей на федеральном,
региональном и местном уровнях.
· Налаживать и расширять регулярный
информационный обмен между организациями, работающими в интересах семьи и
детей.